Сергей ЧЕБАН
Градус напряжения вокруг Молдовы, как и в начале прошлого года, вновь быстро растёт. Причём повышается он, судя по всему, едва ли только Россией
Как видим, с самых первых дней нового года мир продолжает изрядно лихорадить, а резкие обострения в различных регионах становятся всё более обыденными. Ближний Восток остаётся одним из ключевых источников вооружённых эскалаций, которые одна за другой рискуют ввергнуть его в крупное военное противостояние с западными державами. Недавние удары США и Великобритании по Йемену – лучшее доказательство того, насколько хрупкой и взрывоопасной является сегодняшняя международная среда.
В нашем регионе преобладающим фактором является конфликт в Украине, который приближается к своей второй трагической годовщине. Стоит вспомнить, что в прошлом году зимой и, особенно, к концу февраля напряжение у границ Молдовы было крайне опасным. Киев сконцентрировал боевые соединения на приднестровском сегменте, а Москва официально сигнализировала о своей готовности дать ответ на попытки военным способом закрыть приднестровский вопрос. В этом году специфика ситуации совершенно иная, но по-прежнему крайне далека от спокойной довоенной обстановки.
Некоторую непредсказуемость дальнейшему развитию событий придаёт несколько факторов. В первую очередь это заявления США о том, что Вашингтон исчерпал ресурсы для военной поддержки Киева. Другим резонансным событием последних дней является рост антиукраинских настроений среди румынских фермеров, которые после блокирования пункта пропуска на румынско-украинской границе устроили масштабные акции протеста и не поддаются на уговоры властей. Учитывая, что Румыния, по сути, стала ключевым транзитным государством для украинской сельхозпродукции, такой разворот ставит Киев в очень сложное положение.
Тем временем казавшаяся, на первый взгляд, локальной перепалка между Кишинёвом и Тирасполем стала обрастать новыми эпизодами, которые расширяют не только сам очередной кризис между двумя берегами Днестра, но и круг вовлечённых в него сторон. За дежурными выпадами Тирасполя по поводу милитаризации Молдовы полетели неприятные информационные стрелы с очевидной целью разжечь пламя соответствующих общественно-политических настроений.
Сначала приднестровские силовики сообщили об инциденте с применением огнестрельного оружия, в результате которого двое жителей региона были перемещены на территорию Украины. Спустя несколько дней, после того как была согласована встреча Олега Серебряна и Виталия Игнатьева в Тирасполе, местные структуры выдали новую порцию обвинений в том, что на объектах спецподразделений Молдовы под руководством иностранных специалистов проходят подготовку специальные боевые группы в количестве более 60 человек, прибывших с территории Украины и имеющих опыт боевых действий. По данным Тирасполя указанные группы готовят террористические акты на левобережье и диверсии на военных объектах.
Наше министерство обороны, конечно же, отвергло и назвало ложными данные заявления, при этом подтвердив, что с лета национальная армия обучает украинских военнослужащих выявлять и уничтожать взрывоопасные предметы. Признаться, это было странно: по логике следовало вовсе проигнорировать подобные обвинения. В итоге мы не только стали оправдываться, но и подвесили в воздухе загадку: ведь, получается, кого-то мы действительно обучаем, пусть и не террористов. Всё это готовит благоприятную почву для прорастания самых разных конспирологических версий, когда вроде как «дыма без огня не бывает».
От того, как дальше поведут себя левобережные власти, будет зависеть очень многое для внутриполитических процессов на правом берегу. Нельзя исключать какое-то военное усиление, увеличение числа военных патрулей в зоне безопасности, строительство заграждений, ужесточение режима пересечения на т.н. «пунктов пропуска», а также мероприятий по выявлению и обнаружению схронов и взрывчатых веществ на объектах критической инфраструктуры.
На этом фоне вполне возможна активизация Кремля. В минувший уикэнд, будучи в Румынии, президент Майя Санду упреждающе заявила о том, что Россия попытается вновь раскачать ситуацию в Молдове весной этого года. По её словам, Москва уже пыталась разрушить правопорядок и власть в Кишиневе, используя, в том числе, и режим в приднестровском регионе. Это довольно странная ремарка, которая раньше не звучала из уст руководства страны. Да и в целом по прошлому году было видно, что Тирасполь старался держаться в стороне от прямого вовлечения в политические процессы на правом берегу, и лишь с нового года начал действовать, скорее всего, имея цель добиться уступок по торговым вопросам.
Дополнительное напряжение внутренней ситуации не выгодно центральным властям и не столько из-за бегства капитала, инвестиций и лоукостеров, сколько из-за риска смены восприятия Молдовы в Европейском Союзе. По некоторым данным, наши лоббисты в Брюсселе торопят завершение работы над переговорной рамкой между ЕС и Молдовой, чтобы запустить диалог до выборов в Европарламент. Как известно, во второй половине года Евросоюз начнёт погружаться в сложный период институциональных и кадровых перестановок, по завершению которых позиция европейских чиновников может существенно измениться. Не исключено, что старт переговоров в новых условиях может либо затянуться, либо подходы будут значительно ужесточены.
Очевидно, что дестабилизационный расчёт связан в том числе и с предвыборным характером этого года. Настроения в обществе и так изрядно накалены общей ситуацией в стране и длительностью совпавших избирательных циклов. Подрыв и утрата контролируемости внутренней ситуации может существенно спутать карты избирательному штабу Майи Санду и кардинально изменить электоральный фон перед предстоящими этой осенью президентскими выборами.
Последнее время стало заметно, как Москва прогревает вопрос антироссийской политики молдавского руководства. С этой целью наш посол был вызван в российский МИД для вручения протеста по поводу недружественных действий против русскоязычных СМИ и запретов на въезд гражданам РФ. За минувшую неделю такая риторика российских властей значительно усилилась, что может быть признаком подготовки каких-то шагов на молдавском направлении. В своих свежих аналитических отчётах Институт изучения войны (ISW) подмечает, что Кремль решил развернуть информационную кампанию, чтобы «пошатнуть позиции молдавских властей и репозиционировать РФ в качестве защитника находящихся под угрозой русскоязычных жителей Молдовы».
Как ни странно, но в отличие от предыдущего года сейчас тактические интересы Киева и Москвы с Тирасполем в какой-то степени совпали в плане давления на Кишинёв. Украинским властям, чтобы вернуть военно-финансовое внимание к себе и региону со стороны Вашингтона, очень даже выгодно некоторое сотрясание Молдовы, которая находится под защитным заслоном соседней страны. Ранее звучали идеи, что Санду и Зеленский чуть ли не согласовали планы схлопывания «приднестровского проекта», однако то, как последнее время ведёт себя Киев, прокладывая транзитные маршруты и контактируя с администрацией приднестровского региона, говорит совершенно об обратном. Более того, примечательно ещё и то, что пас РФ для выражения своего недовольства к Кишинёву сделали именно из Киева. Речь идёт о том, что Москву возмутили публичные заявления украинского генералитета о том, что на территории Молдовы проходят подготовку военные ВСУ.
Таким образом, складывается впечатление, что нашу страну кто-то тщательно втягивает в опасную игру, в которой мы пока выглядим исключительно как объект и инструмент удовлетворения чужих интересов.