Кристиан РУССУ
Подготовка переизбрания Майи Санду ввела всю вертикаль власти в Кишиневе в состояние нервозности и стресса, что грозит новым внутрипартийным кризисом в PAS
Теория политического менеджмента предписывает участникам электоральных кампаний перед решающей схваткой по максимуму консолидировать все внутренние ресурсы и согласованно следовать выработанной программе сохранения или прихода к власти. Общие контуры стратегии правящей PAS были продиктованы ее фактическим лидером и главным кандидатом – это превращение голосования за пост с формально представительскими функциями в судьбоносное политическое событие.
Однако для исполнения плана провести в один день с президентскими выборами еще и общенациональный референдум о вступлении в Европейский союз партии власти нужно пройти через долгие 10 месяцев, которые грозят дальнейшей потерей рейтинга и ростом протестных настроений. Главной угрозой при этом является не загнанная под плинтус оппозиция, как с левого, так и правого фланга, а собственная некомпетентность и внутренние распри.
При всех авторитарных замашках Майя Санду пока не может себе позволить простые и надежные комбинации, которые разыгрывают диктаторы на востоке. Взять, к примеру, Ильхама Алиева, который просто перенес выборы президента Азербайджана, намеченные на 2025 год, на февраль этого. Замысел нехитрый – Алиев хочет легко переизбраться на фоне знакового возвращения Карабаха, понимая, что такие рейтинги, как сейчас, у него едва ли еще будут, поэтому не стоит рисковать лишний раз.
Нашему лидеру, несомненно, тоже было бы надежнее провести выборы поскорее, желательно еще в прошлом году после принятия положительного решения о начале переговоров о членстве нашей страны в ЕС. На одном этом политтехнологам можно было бы вытянуть президентскую кампанию Санду. Но реальность, увы, пока не позволяет настолько менять правила игры. Приходится прибегать к сложным сценариям с использованием всех захваченных государственных институтов, которые должны быть формально функциональны, хоть сколько-то эффективны и иметь в руководстве ответственных и лояльных лиц. Со всем этим в нашем царстве-государстве всегда проблематично.
Так, парламенту уже во второй раз приходится вносить изменения в избирательный кодекс, чтобы учесть все подводные камни, которые всплывут на этапе подготовки выборов и референдума. Причем на этот раз с законодательной инициативой пришлось выступить самой Санду, что можно считать проявлением раздражения неспособностью депутатов в ходе двух чтений предусмотреть все непростые моменты, связанные с амбициозными планами главы государства. Чтобы надлежащим образом донести свое видение депутатам от PAS, их вызвали в президентуру прямо в день внеочередного заседания.
Аппаратные войны в правительстве и разборки партийных группировок с силовыми структурами не только не утихли после «хода референдумом», но и получили новый импульс. Предстоящие 8-9 месяцев будут проходить под знаком борьбы не кандидатов на пост президента, а лиц, составляющих свиту нынешней, а также приглашенных извне и уже облеченных властью. Все пытаются использовать текущий момент для усиления своих позиций и подготовки к следующей электоральной кампании, где нужно будет соревноваться за место в партийном списке или же обеспечить себе гарантированное трудоустройство вне зависимости от развития событий.
Взять для начала Дорина Речана. Попытки позиционировать себя сильным и харизматичным лидером премьер предпринимает со все большим размахом. Помимо демонстрации бурной деятельности в правительстве, Дорин Речан уже неоднократно блистал в парламентских стенах, клеймя врагов государства, пытаясь произвести впечатление в качестве достойного кандидата на место в первой пятерке будущего избирательного списка PAS. Правда, потуги премьера встречают сопротивление всех основных партийных кланов, в особенности, когда он заходит на чужую территорию: будь то юстиция, финансовые перетоки в сфере инфраструктуры и энергетики, деятельность таможни и пограничной полиции. Все это почти обернулось для него отставкой несколько недель назад, но партнеры по развитию сумели ей воспрепятствовать. Отсюда и уход премьера на внешний периметр, где всегда можно отдохнуть и пополнить свое портфолио в надежде на улучшение рейтинга на родине. Площадка Давоса в Швейцарских Альпах стала просто подарком, где Речан позволил себе «порезвиться» после очередного внутриполитического испытания.
Перспективы сохранения премьерства Речана до осенних событий очень неопределенны даже при мнении основных зарубежных друзей Молдовы о преждевременности изменений в существующей властной конфигурации.
Формально подчиненный премьеру Нику Попеску, изрядно уставший от местных разборок и жаждущий возвращения к размеренной жизни среди брюссельской бюрократии, стал жертвой обстоятельств, даже несмотря на специально созданный под себя почетный пост координатора переговоров о вступлении. К страху терять вменяемого и исполнительного министра добавилось отсутствие партийного согласия относительно его преемника. В парламенте выросло сразу несколько кандидатур, считающих оправданными свои амбиции занять пост главы МИДЕИ и несправедливой практику отдавать его лицам без партбилета PAS.
Но к самым серьезным внутрипартийным разборкам привела борьба за пост Генерального прокурора. Стремление одного из кланов обеспечить свой контроль над прокуратурой через очередное изменение порядка избрания ее начальника (простым большинством, без выставления оценочных баллов) спровоцировало тектонические сдвиги в коридорах власти. В качестве рупора недовольных было экстренно задействовано молчавшее до этого наше «гражданское общество». В итоге, специально созванное вчерашнее заседание парламента закончилось вынужденным для инициаторов снятием законопроекта с голосования во втором чтении.
Последствия произошедшего еще только предстоит оценить, но с уверенностью можно ожидать усиления рукотворного шторма, в котором будет пребывать «желтое судно» на пути к осеннему плебисциту о, по сути, доверии к себе.