Антон ШВЕЦ
2024 год определит долгосрочные политические тренды, поскольку избирательные процессы в ключевых странах и регионах могут повлечь трансформации глобального масштаба. Молдова окажется под прямым воздействием этих преобразований и наверняка будет меняться сама
В этом году пройдут выборы, которые определят траекторию развития политической системы и внешних связей почти в 80 странах мира. Решающими непосредственно для Молдовы станут голосования в Европейском союзе, соседней Румынии и США, а также собственно наши президентские выборы и референдум о европейской интеграции.
Электоральные процессы внутри страны и за рубежом в значительной степени сформулируют фон развития республики в среднесрочной перспективе. В зависимости от итогов они могут привести к консервации нынешнего прозападного антидемократического режима или его кризису и падению.
За примерами того, как внутриполитические изменения влияют на характер политики стран и организаций, далеко ходить не надо. Прошлогодний реванш в Польше глобалистов и западников Дональда Туска моментально улучшил пошатнувшиеся отношения этой страны с Германией и Украиной. В свою очередь, премьерство Роберта Фицо в Словакии (наряду с долгосрочной позицией Венгрии) расшатывает общеевропейский консенсус по поводу российско-украинского конфликта – Братислава прекратила поставки оружия и уже сняла запрет на культурные связи с Москвой. Будучи членами т.н. «Вышеградской группы», Венгрия и Словакия по-прежнему поддерживают членство Молдовы в Евросоюзе. Однако при этом они вносят сумятицу в политику сдерживания России и расширения НАТО, ставшую в последние годы мейнстримом, в который изо всех сил пытается встроиться официальный Кишинёв.
Электорально-политический сезон 2024 в Молдове начинается с дипломатического конфликта вокруг проведения на территории республики российских президентских выборов. Трёхдневное голосование будет проходить в период 15-17 марта. Сомнения относительно будущего победителя отсутствуют, однако Кремль ревностно относится к показателям явки, всячески её стимулируя и нацеливаясь на поддержку Владимира Путина на уровне как минимум 50-60% от всех граждан России, имеющих право голосовать. Отсюда обращение по дипломатической линии к Кишинёву с просьбой обеспечить условия для проведения выборов на молдавской территории. В прошлый раз, в 2018 году, у нас было открыто 27 избирательных участков (из них 24 в приднестровском регионе, где, как заявляется, проживает более 200 тысяч российских граждан), в том числе в столице.
В МИДЕИ утверждают, что российская заявка находится на рассмотрении, однако правящий режим едва ли заинтересован в том, чтобы оказать помощь в организации выборов президента России. Кроме того, в PAS, вероятно, рассчитывают, что официальный отказ на просьбу России вынудит её отреагировать симметрично и не открывать участки в РФ для проведения референдума о евроинтеграции (довольно трудно представить, как будут реализованы голосование и агитация по вопросу о членстве в Евросоюзе в современной России) и выборов президента (если они будут проводиться путём всеобщего голосования, а не в парламенте). Очевидно, что голосование живущих или временно находящихся в России граждан Молдовы не даст необходимых власти результатов, поэтому элементарный интерес сводится к тому, чтобы плебисцит в России вообще не проводился или был организован как можно хуже.
Летом состоятся выборы в парламент Европейского союза. По многочисленным прогнозам, крупнейшая фракция Европейской народной партии (26,5% мандатов) рискует потерять свой ключевой статус. Антииммигрантские, антиглобалистские, националистические партии и прочие евроскептики, напротив, должны увеличить своё представительство в Европарламенте. Урсула фон дер Ляйен, утратившая доверие ЕНП, рискует лишиться своего поста. Шарль Мишель уже заявил о готовности отказаться от должности главы Евросовета ради мандата депутата Европарламента. Роберта Метсола тоже практически не имеет шансов остаться у руля Европарламента. Все нынешние руководители Евросоюза отличаются крайне благосклонным отношением к нашему руководству, установив личные дружеские связи с Майей Санду. С их уходом позиция может круто поменяться.
Между тем Европарламент непосредственно вовлечён в решение вопросов финансирования и членства новых стран в союзе. В случае существенного реформирования (а даже программа максимально традиционной и проевропейской ЕНП предполагает массу изменений консервативной направленности) правящий режим рискует откатиться далеко назад в своих евроинтеграционных планах, а также лишиться финансовой и политической подпитки, включая регулярные «одобряющие» резолюции Европарламента.
Также непредсказуемыми для PAS и Майи Санду представляются запланированные на конец осени выборы в США и Румынии. В США по опросам лидирует Дональд Трамп, выступающий радикально против курса американского истеблишмента, в особенности по таким принципиальным для Кишинёва вопросам как деятельность НАТО и поддержка воюющей Украины. 45 президент США, мечтающий вернуть свой пост, весьма успешен на республиканских праймериз – из гонки уже выбыли значимые конкуренты Вивек Рамасвами и Рон Десантис, заявившие о поддержке Трампа. Никки Хейли, бывший постпред в ООН, пока продолжает борьбу, но может отказаться от неё уже на этой неделе. Остаётся открытым юридический вопрос с запретом баллотироваться в отдельных штатах, но за этим исключением лидерство Дональда Трампа в среде республиканцев кажется неоспоримым, как и его способность одолеть кандидата от демократов, которым предсказуемо станет престарелый Джо Байден.
Приход Дональда Трампа к власти помимо опасений глобальных трансформаций может косвенно повлиять на румынские электоральные расклады. В Бухаресте грезят рокировками с прицелом на усиление румынского влияния на исполнительные структуры НАТО – заместитель Генерального секретаря Альянса Мирча Джоанэ планирует вернуться в румынскую политику и сразу на высокий пост, в то время как действующий президент Клаус Йоханнис намерен побороться за должность Генсека НАТО. Нынешнему режиму в Молдове такие назначения оказались бы на руку, позволив отказаться от противоречащего партийной идеологии PAS конституционного нейтралитета и в ускоренном темпе начать переговоры о вступлении в Альянс.
Однако приход в Белый дом Дональда Трампа грозит спутать все карты, поскольку при таком раскладе пост Генсека НАТО, вероятнее всего, достанется бывшему премьеру Нидерландов Марку Рютте, пользующемуся симпатией главного республиканского кандидата в США. Как будет действовать во главе НАТО политик, долгое время не пускавший Румынию и Болгарию в шенгенскую зону, и как это поменяет внутреннюю политику Румынии, предсказывать проблематично. Нельзя исключать, что Бухарест столкнётся с периодом турбулентности, что автоматически ослабит кишинёвское лобби в евроатлантических структурах и приведёт к риску дестабилизации в самой Молдове.
Без чёткой опоры на НАТО, Евросоюз и Бухарест Майя Санду может лишиться финансовых, политических и информационных ресурсов для проведения успешной электоральной кампании, в том числе с точки зрения эффективного разгона темы российской угрозы и евроинтеграционного и западного щита в качестве способа ей противостоять.
Такой расклад может оказаться особенно болезненным в условиях сомнительной легитимности и легальности запланированных властью на октябрь внутриполитических процедур. Проводить конституционный референдум одновременно с всенародными президентскими выборами незаконно. Рекомендательный характер плебисцита девальвирует идею интеграции в ЕС.
Перенос избрания президента в парламент (гарантирующий победу Майи Санду) приведёт к утрате правовой и политической связи её кандидатуры с курсом евроинтеграции, а также спровоцирует дезинтеграционные тенденции – в парламенте нет ни одной партии, представляющей интересы регионов (в частности, Гагаузии и Приднестровья), следовательно, Майя Санду будет рассматриваться исключительно как президент от PAS, а не всего народа Молдовы, её легитимность будет подорвана.
Таким образом, 2024 станет годом рисков и вызовов для действующей власти в Молдове и в мире. Нынешний авторитарный режим предсказуемо пойдёт по пути «закручивания гаек», разгона российской угрозы и провокаций. Куда при таком курсе в итоги вырулит страна, если лишится поддержки своих традиционных покровителей, остаётся только догадываться.