Кристиан РУССУ
Текущее снижение цен на электроэнергию – временное явление, продиктованное предвыборными мотивами. Дальнейшая интеграция Молдовы в энергетический рынок ЕС или ее поглощение румынским бизнесом неизбежно сулит нам повышение тарифов на энергоносители
Не без помпы объявленное властями очередное снижение цен на электричество производит убаюкивающий эффект на население. На днях руководитель Energocom Виктор Бынзарь огласил оптимистичную новость о том, что госкомпания, являющаяся главным распорядителем энергоресурсов в стране, достигла порога установленной прибыли, что требует корректировки тарифа на электроэнергию. По его словам, уже в начале следующего месяца у НАРЭ попросят снизить его на 10%. В случае одобрения регулятора это станет первой хорошей новостью для потребителей в этом году после ноябрьского уменьшения цен на 7-10% (в зависимости от обслуживаемого поставщика).
Хотя это событие, очевидно, из тех, что идут со знаком «плюс», вопросы остаются. Так, планируемое снижение происходит в отсутствие каких-либо объективных факторов. Основной поставщик для правого берега – Кучурганская ТЭС – уже 5 месяцев как отпускает электричество по фиксированной стоимости в 66 долларов за МВтч. Впереди еще 7 месяцев контракта. Возможно, рост прибыли произошел из-за снижения объема поставок с румынской биржи OPCOM, но точно сказать невозможно: Молдэлектрика по неведомым причинам перестала публиковать данные в реальном времени о ситуации с энергетическим балансом страны. При этом рассчитывать, что в прошедшие морозные недели в Румынии упали цены на электроэнергию, явно не приходится.
Так что единственным реалистичным объяснением очередного снижения тарифа являются внутриполитические мотивы, а именно стартовавшая избирательная кампания действующего президента. Видимо, такая возможность была просчитана за счет внутренних ресурсов Энергокома при стабильных поставках электроэнергии из Левобережья. Заметьте, что, отвечая на запросы СМИ по поводу планов сокращения тарифа на поставки газа, власти особого оптимизма не излучают. Тот же Бынзарь на днях раздраженно призвал граждан не смотреть на текущие котировки цен на европейских биржах, где они опустились в район 300 евро, поскольку они мало чем помогают нам в текущей ситуации. Дескать, все европейские страны закупаются газом на холодный сезон впрок, то есть в теплый период, и других альтернатив для Молдовы нет. Были им приведены и аргументы технического плана: мол, магистральные сети зимой загружены, цены на транспортировку в два раза выше, и никто не поставит нам газ по нынешней биржевой цене.
Конечно, можно согласиться с главой Энергокома, что довольно рискованно полагаться исключительно на текущие расценки, пытаясь осуществлять все поставки на основе краткосрочных контрактов. Аргумент о том, что при летних параметрах транспортировки 4 млн. кубометров в сутки стране бы не хватило газа в морозы, когда ежедневное потребление доходило до 7 млн. кубометров, весьма спорный, учитывая пропускную способность магистральных газопроводов. Так, суточная техническая мощность передачи природного газа только по Трансбалканскому маршруту после реконструкции в 2019 году составляет 18 млн. куб. м. Однако на протяжении последних трех месяцев по нему недостающие для внутреннего потребления объемы газа получала лишь Румыния. Поставки в направлении Украины и Молдовы остановлены. И все это не считая традиционного маршрута через Украину, перспективы сохранения которого после визита в Киев нового премьер-министра Словакии кажутся не такими уж и безнадежными.
Можно вспомнить и распиаренный газопровод Яссы-Унгены, через который в прошлом году иногда прокачивалось до 2 млн. куб. м. в сутки. Правда, данный проект продолжает обрастать скандалами. Недавно выяснилось, что три компании, осуществлявшие по заказу нынешнего распорядителя магистральных сетей, Vestmoldtransgaz, строительство газопровода, обанкротились и до сих пор должны молдавскому бюджету десятки миллионов леев. Обо всем этом стало известно, когда государство было вынуждено выставить на торги право истребования с них долгов.
Вообще к концу месяца в газовой отрасли страны сложилась крайне интересная ситуация. Скрытый конфликт интересов стал проявляться между всеми основными игроками. В наиболее сложной ситуации оказались сами власти. С одной стороны, за счет высоких тарифов для населения нужно закрывать финансовую дыру от сделанных сначала Андреем Спыну в прошлом сезоне закупок по цене около 1000 долл., а затем Виктором Парликовым (в районе 420 долл.). Оставшиеся объемы запасов газа в украинских хранилищах на начало января оценивались в 400 млн. куб. м., что с лихвой покроет потребности ближайших месяцев. С другой стороны, терпение потребителей на пределе – необходимо снижение тарифов. Вот тут возникает конфликт интересов между румынским Vestmoldtransgaz и властями, на котором пытается играть уже российский Газпром через Молдовагаз.
На прошлой неделе дочка румынского Transgaza запросила очередное повышение тарифа на транспортировку на всех участках: от 31,6% до 57,6%. Компании необходимо демонстрировать прибыль, а учет внутриполитических интересов молдавских властей в такие планы не входит. Таким образом, даже распиаренная первая поставка американского газа из СПГ-терминалов в Греции по около рыночным ценам будет стоить Энергокому значительно дороже.
А спустя неделю Молдовагаз вышел с предложением уменьшить средневзвешенный тариф на поставку природного газа в текущем году до 13 347 леев за тысячу кубических метров, или на 12,5%. Основанием для этого на предприятии считают падение на европейских биржах и стоимости поставок от Газпрома, даже если последние не предназначены для правобережья. В компании расписали три сценария снижения тарифа в зависимости от того, когда оно будет принято национальным регулятором. То есть, Молдовагаз фактически поддержал общественный запрос на уменьшение цен для конечного потребителя и указал на его обоснованность. Теперь «мяч» на стороне НАРЭ и Энергокома.
Перспективы европейского рынка электроэнергии
Если вернуться к ситуации в сфере электроснабжения, которая для рядовых потребителей становится менее острой, стоит напомнить, что интеграция в европейский рынок электроэнергии потребует от Кишинева исполнения целого ряда обязательств. Среди них – введение полноценного 20% НДС на электроэнергию и газ. Никто не будет идти нам навстречу в вопросе сохранения действующих льгот, когда НДС на газ составляет 8%, а электроэнергия вообще проходит по нулевой ставке. Для коммерческих трансграничных перетоков и доступа на рынок ЕС, о котором грезят наши производители возобновляемой электроэнергии, необходимы унифицированные условия налогообложения. К слову, Виктор Парликов еще летом обмолвился, что Молдове пора отказываться от субсидий в вопросе оплаты НДС. Тогда откровения министра энергетики власти постарались максимально вымарать из информационного пространства как токсичные. Но в своих технических планах с учетом интеграции в ЕС ведомство Парликова продолжает отмечать неизбежное.
В нынешней ситуации введение двадцатипроцентного НДС сразу же нивелирует для потребителей эффект от последних двух волн снижения тарифов (потребители «Premier Energy» платят 2,39 лея, «FEE Nord» – 2,88 лея). Однако даже не это окажется ключевым фактором при определении рыночных цен на электроэнергию в дальнейшем. Все реализуемые в ускоренном режиме проекты взаимоподключения Молдовы с Румынией (ЛЭП Вулканешты – Кишинев, Бельцы – Сучава, Страшены – Яссы) означают экспансию румынских операторов рынка электроэнергии в Молдову. Глупо строить иллюзии, что цены на молдавской части общего румыноевропейского рынка будут другими. Поэтому стоит смотреть на действующие тарифы для румынских потребителей: 2,63 молдавских лея при потреблении до 100 Квт/ч., 3,10 лея – от 100 до 255 Квт/ч, а свыше этой нормы – аж 5,04 лея. Согласно данным Счетной палаты Румынии, соседняя страна на протяжении нескольких лет, если не брать последнее полугодие, была среди лидеров по стоимости электроэнергии в Европейском союзе. Основной задачей Бухареста было переломить ситуацию, когда цена на импортную электроэнергию в часы пик существенно превышала стоимость экспортных поставок от операторов с возобновляемой генерацией.
Территория и инфраструктура Молдовы крайне важны для Румынии в плане устранения существовавшего энергетического дисбаланса, прежде всего, с точки зрения транзитных возможностей. Так что нашим потребителям суждено оценить все прелести интеграции в общий европейский рынок уже совсем скоро. Возможно, что и сразу после завершения выборных кампаний действующей власти, с которой в пакете, по горькой иронии, будет идти голосование и за эту самую интеграцию.