Сергей ЧЕБАН
Смена главы МИДЕИ – ещё один признак плотного евроинтеграционного тумана, в котором Молдова неминуемо окажется в этом году
После лавины критики, обрушившейся на правительство Натальи Гаврилицэ, в начале прошлого года власти провели рокировку кабмина, назначив премьером бывшего советника президента Дорина Речана. Хотя многие ожидали от новых министров перемен к лучшему, 2023 год окончательно похоронил эти надежды постоянными кризисами, протестами фермеров и нескончаемыми проблемами в сфере юстиции. Серьёзную критику вызвали отдельные решения в здравоохранении и образовании. Единственное, в чём более-менее команда Речана преуспела, так это в том, что не сильно мешала процессу интеграции с Европейским Союзом.
На минувшей неделе, по сути, была проведена черта под внешнеполитическими итогами 2023 года, который был увенчан одной из самых загадочных отставок последних лет – главы МИДЕИ Нику Попеску. Занимаемый пост министр покинул на пике профессиональной карьеры, когда Молдове удалось взять в силу самых разных причин главную внешнеполитическую высоту – открытие переговоров о вступлении в ЕС.
Сегодня Попеску заменил в должности министра бывший вице-спикер парламента Михай Попшой. Новоиспечённый дипломат, хоть и располагает профильным образованием, тем не менее, не имеет не только опыта руководства органами власти, но и в принципе работы в системе МИДЕИ. Всё указывает на то, что при принятии этого кадрового решения партия власти не руководствовалась критерием профессионализма, а пошла по пути политического назначения на эту важную, в нынешних обстоятельствах, должность. Безусловно, больших изменений во внешней политике страны ожидать не стоит. Скорее всего, Попшой будет исходить из тех же приоритетов: евроинтеграция, развитие отношений с соседями, укрепление евроатлантических связей с дальнейшим дистанцированием от постсоветского пространства.
В этой череде странных кадровых манёвров обращает на себя внимание и назначение министра по европейским делам (без портфеля) Кристины Герасимов. Помимо прочего она будет главным переговорщиком Молдовы с Европейским Союзом. Такой ход лишь подпитывает версии об интригах в ближайшем окружении главы государства и о том, что под ковром, где делается реальная молдавская политика, позиции различных кланов разошлись. В итоге такое разделение внешнеполитических линий видимо и стало тем самым «соломоновым решением».
Как уже было не раз сказано, относительно успешная внешняя политика стала, по большому счёту, «спасательной баранкой» для действующей власти. Именно она и позволяет PAS удерживаться наплаву, выезжая из тотального внутриполитического провала за счёт дипломатических побед. Собственно говоря, совершенно не удивительно, что даже предвыборная кампания Майи Санду строится вокруг единственной темы – евроинтеграции, которая подаётся избирателю как главное электоральное блюдо в форме референдума.
Основные внешнеполитические достижения молдавской дипломатии в 2023 году практически не выходят за континентальные пределы и опираются, в сущности, на два ключевых события с широким международным эффектом – это проведение саммита Европейского политического сообщества и политическое решение Европейского Совета об открытии фазы переговоров с нашей страной.
Помимо этого, можно отметить освоение 80 миллионов евро для оборонного сектора, полученные от Европейского фонда мира. Государства-члены ЕС одобрили учреждение в нашей стране Миссии партнерства Европейского Союза, которую в начале июня открыл в Кишиневе Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Можно вспомнить и соглашение о снижении тарифов на роуминг между операторами Молдовы и Евросоюза.
Что касается отношений с сопредельными странами, то им, как обычно, уделялось много внимания. Неслучайно завершающий визит вежливости в преддверии отставки Нику Попеску сделал именно в Бухарест, встретившись со своей коллегой Луминицей Одобеску и бывшим министром иностранных дел Богданом Ауреску. В годовом измерении результатом молдо-румынского сотрудничества стало создание совместных погранично-таможенных постов для скоординированного контроля. Помимо подписанных документов о реконструкции и реабилитации инфраструктурных объектов в 2023 году был частично освоен первый транш в 10 миллионов евро из большой грантовой помощи от Румынии на 100 миллионов.
Отношения со вторым по значимости соседом, Украиной, продолжают развиваться в условиях войны, что накладывает свой отпечаток. На протяжении всего предыдущего года Кишинёв прилагал все усилия для поддержки не только украинских беженцев, но и Киева в целом, в том числе на международной арене, чтобы дать дополнительную опору украинским дипломатическим позициям, от которых зависело решение Брюсселя о начале переговоров и с Молдовой. Тем не менее, между нашими странами отнюдь всё не безоблачно, особенно после того, как в последние месяцы всплыли некоторые малоприятные эпизоды. Всё более внутриполитически затратным становится и решение наших властей держать открытыми двери для украинского сельскохозяйственного транзита, хотя все прочие страны региона пошли на его ограничение или полный запрет. Пока, однако, клубок имеющихся противоречий ещё не выплеснулся в публичное пространство и нам, хоть и с трудом, удаётся и далее демонстрировать «полное единение» с восточным соседом.
Качественно новый импульс в ушедшем году получили отношения с США, особенно после того, как в феврале президент встретилась в Варшаве со своим коллегой Джо Байденом. Этот контакт стал отправной точкой для дальнейшего наращивания сотрудничества. Одним из заметных достижений стало выделение дополнительных 300 миллионов долларов финансовой поддержки по линии USAID для преодоления энергетического кризиса.
Несмотря на имеющиеся дипломатические успехи, нельзя обойти стороной демонтаж отношений с Москвой, который, так или иначе, является внешнеполитическим результатом, которому ещё пока рано давать какую-либо чёткую оценку на нынешнем историческом отрезке. Летом прошлого года на фоне расследования о разведывательных антеннах на крыше российского посольства МИДЕИ приняло во многом эпохальное решение, резко сократив его штат на 45 дипломатов и сотрудников. Вместе с тем, понижать уровень отношений ещё есть куда. Очередным испытанием будет то, решится ли Москва открыть избирательные участки в приднестровском регионе и поставить своего посла на грань высылки. Остаётся и вопрос с СНГ: судя по набранному темпу денонсации соглашений в прошлом году, Молдова уже совсем скоро покинет эту организацию.
Нику Попеску, будучи опытным и квалифицированным политиком, хорошо знает, что не менее важным, чем успешная работа, является умение прочувствовать «финал пьесы» и вовремя выйти из игры. Для экс-министра было важным добиться от Брюсселя того самого решения, но далеко не факт, что в Кишинёве им смогут успешно распорядиться. Нельзя исключать, что тесно общающемуся с европейскими чиновниками Попеску подсказали, что ЕС надолго уходит в себя и всё сильнее погружается в свои внутренние проблемы, ожидая правый крен по итогам летних выборов в Европарламент. По этой и другим причинам странам-кандидатам не стоит больше рассчитывать на мягкий либеральный подход, а перспектива евроинтеграции для них станет более туманной и размытой.