Сергей ЧЕБАН
При всём проевропейском облике действующих властей, к сожалению, ситуация с правами человека в нашей стране становится всё более удручающей
В хаосе аппаратных и избирательных баталий всё больший общественный интерес привлекает правозащитная сфера. Именно эта область, которая пронизывает социально-политические отношения в стране, ощущает на себе все «прелести» затяжного противостояния между различными силами и партийными структурами. Это напрямую касается и решений правящего режима, принимаемых в целях удержания власти и расширения зоны контроля над различными секторами государственной системы.
Совсем недавно Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) опубликовал отчёт об итогах деятельности за предыдущий год, и для Молдовы показатели в документе неутешительны. Так, согласно статистическим данным, в течение 2023 года против республики было зарегистрировано 1150 исков. Из 46 государств, подписавших соответствующую Конвенцию Совета Европы, Молдова занимает 5-е место по числу направляемых в ЕСПЧ жалоб, а также входит в десятку стран с наибольшим количеством нарушений прав человека.
Если судить по прошлому году, то из 24 решений, вынесенных ЕСПЧ, большинство относились к нарушениям прав на справедливое судебное разбирательство, уважение частной и семейной жизни, защиты собственности и права, а также на свободу и безопасность. В общих же цифрах за 26 лет с момента присоединения Молдовы к Европейской конвенции по правам человека, суд вынес порядка шестисот решений против нашей страны, в результате чего государство выплатило истцам ущерб на сумму свыше 20 млн евро.
Если сопоставлять число заявлений в ЕСПЧ с количеством населения, то объём жалоб просто колоссальный, особенно если учесть завышенные цифры жителей, постоянно проживающих в стране. Помимо уже названных наши люди ищут справедливость и по таким моментам, как личная безопасность и свобода, необоснованные и неоправданные аресты, право на свободу выражения мнения.
По подсчётам местных экспертов, молдаване обращаются в Европейский суд по правам человека в 6,5 раз чаще, чем в среднем по Европе, и эта цифра продолжает расти. К примеру, согласно прошлогодним данным, против Республики Молдова было подано на 2% больше заявлений, чем в 2022 году. Растущие показатели могут быть связаны с тем, что жители не доверяют решениям национальных судов, поэтому обращаются к международным инстанциям. Все эти индикаторы отчётливо указывают на то, что за последние годы в области соблюдения прав человека в Молдове наблюдается значительное ухудшение.
Одним из наиболее громких дел, проигранных Молдовой в прошлом году в Европейском суде по правам человека, стало дело Александра Стояногло. ЕСПЧ подтвердил, что молдавские власти нарушили его право на справедливое судебное разбирательство при отстранении от должности генерального прокурора в 2021 году. При этом суд отметил, что в принципе отставка могла бы быть оправданной, если бы власти дали экс-генпрокурору возможность обжаловать решение и исключить правовые интерпретации о том, что механизм увольнения был использован произвольно. По итогам судебных разбирательств в ЕСПЧ, правительство Молдовы должно будет выплатить Стояногло компенсацию в размере 3,6 тыс. евро
Согласно отчётам ведущих международных правозащитных центров, за последние годы в Молдове не было заметного прогресса в сокращении случаев пыток и другого жестокого обращения в местах содержания под стражей. Кроме того, сохранялась безнаказанность за прошлые нарушения прав человека правоохранительными органами. При этом были введены новые «временные» ограничения на публичные собрания. Отдельное внимание международные правозащитники обращают на положение ЛГБТИ сообщества, права которого, по их мнению, не были защищены в полной мере, что привело к случаям притеснений, дискриминации и насилия. Отмечается и то, что некоторые центры приема беженцев отказывают в размещении украинским переселенцам из числа религиозных и этнических меньшинств.
В ежегодном отчёте Государственного департамента США о нарушениях прав человека в Молдове в 2022 году тоже был прописан большой пласт проблем: пытки, бесчеловечное обращение, непригодные условия в тюрьмах, коррупция, серьезные ограничения свободы слова и деятельности СМИ, насилие и угрозы на почве антисемитизма, а также в отношении ромов, представителей ЛГБТ и лиц с ограниченными возможностями.
Европейская Комиссия, в свою очередь, даёт более мягкие оценки нынешнему положению в области защиты прав человека в Молдове, заявляя о том, что законодательная и институциональная база в основном создана, и правительство взяло на себя четкое обязательство выполнять международные обязательства в этой сфере. Отмечены также шаги по исполнению Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и бытового насилия и борьбе с ними. Из негативного в Брюсселе обратили внимание на условия содержания в тюрьмах, которые превышают их предполагаемую вместимость.
Наглядным свидетельством того, что с правами человека, мягко говоря, не всё гладко, равно как и с осознанием этого сложного положения, является конфликт между Народным адвокатом Чеславом Панько и главой Генерального инспектората полиции Виорелом Чернэуцану, выплеснувшийся в СМИ. Скандал начал разгораться после того, как Панько на своей странице в Facebook поведал о том, что получил по электронной почте письма от двух высокопоставленных молдавских чиновников. Первый из них предлагал провести совместные с омбудсменом обсуждения, чтобы изменить ситуацию, устранить проблему и предотвратить нарушения прав человека в подотчётной сфере, где Офис Чеслава Панько обнаружил несколько проблем. Во втором письме руководитель напротив категорически отрицает выводы, сделанные Офисом Народного адвоката, и просит изменить подготовленный отчёт.
Таким образом, впервые за 25 лет работы омбудсмена чиновники решили открыто вмешаться в компетенцию главного правозащитного института страны. Несмотря на то, что Народный адвокат планирует уведомить об инциденте председателя парламента Игоря Гросу и премьер-министра Дорина Речана, становится всё более очевидным, насколько руководители органов государственной власти ощущают безнаказанность и вседозволенность при нынешнем политическом режиме.
Конечно же, нельзя обойти стороной и вопрос соблюдения прав человека на левом берегу Днестра, который по-прежнему вызывает повышенную озабоченность у Кишинёва. Приднестровский регион, безусловно, добавляет тёмных красок в общий неблагоприятный пейзаж и вносит свой «вклад» в состояние дел с правами человека в Молдове. Однако многолетние попытки вывести неурегулированный конфликт и неконтролируемый конституционными властями регион в категорию основного источника плохой правозащитной репутации страны пока не дают ожидаемого результата. Судя по редким заседаниям профильных групп с обоих берегов Днестра, которые заканчиваются пространными речами и взаимными обвинениями, правочеловеческая тематика у сторон не в фаворе.
При всём прозападном и проевропейском облике действующих властей, к сожалению, ситуация с правами человека в нашей стране становится всё более удручающей и регрессирующей. Потеря доверия граждан не только к политикам, но и к судебным институтам, которая вынуждает их странствовать по Европе в поисках справедливого разбирательства, ещё раз говорит о тотальном провале проводимых реформ, в том числе и в области юстиции, ещё так далёкой от обеспечения справедливого правосудия.