Антон ШВЕЦ
Исполнительная власть проваливается во всём, что касается будущего сельскохозяйственной отрасли. Полное безразличие к проблемам фермеров грозит уничтожением аграрного потенциала Молдовы
В Румынии на прошлой неделе властям удалось разрулить протесты фермерских организаций, после того как в столице подписали меморандум о разработке мер поддержки сельскохозяйственной отрасли. Номенклатура запрещённых или квотируемых поставок из Украины постоянно расширяется, с такой политикой Румынии и других соседних государств уже смирилась Европейская комиссия. Это позволяет восточным странам Евросоюза относительно спокойно готовиться к очередному аграрному сезону и сбору урожая.
В Западной Европе картина хуже (там не вводили запрет на импорт украинской сельхозпродукции, а также лишили фермеров отдельных преференций, например, топливных дотаций, чтобы найти источники покрытия бюджетного дефицита, вызванного конфликтом в Украине) – поэтому протесты во Франции и Германии не стихают. В Брюсселе к аграриям вышли должностные лица ЕС и ряда стран союза, пообещав поддержку и субсидирование. Для своих фермеров «европейские локомотивы» предсказуемо деньги найдут, поскольку продовольственная безопасность, интенсивное сельское хозяйство и потребление являются важными элементами сложившейся в последние десятилетия экономической модели.
Между тем в Молдове ситуация выглядит иначе. Наш рынок либерализован не только для демпинга из Украины, но и для товаров из стран Евросоюза, Балкан и Турции. Внутренние сельхозпроизводители, практически не получающие субсидий, не имеют возможности конкурировать с зарубежной продукцией. Поступающая из Румынии помощь, включая дизельное топливо, а также финансирование по линии ЕС распределяются непрозрачно и несправедливо. Фактически правительство неспособно или не желает адекватно использовать доступные ресурсы и протекционистские меры экономической политики для спасения сельскохозяйственной отрасли.
В начале декабря Россия запретила импорт аграрной продукции, включая переработанную, из Молдовы. Пока урожай не собран, вопрос стоит не так остро. Однако уже весной-летом отечественные экспортёры ощутят на себе последствия антироссийской политической линии режима Майи Санду и PAS. Если вдобавок наше руководство всё-таки ограничит проведение выборов президента России на территории Молдовы (глава МИД Михай Попшой заявил, что будет открыт всего один участок – в посольстве РФ), Россельхознадзор и Роспотребнадзор, недавно наказавшие Эквадор за поставки оружия в Украину, едва ли пересмотрят введённые запреты. Напротив, Москва может сформировать дополнительные барьеры для товаров из Молдовы, расширив запрещённую номенклатуру, например, на алкогольные напитки.
Сельскохозяйственная отрасль страны также страдает от дефицита минеральных удобрений и техники – на протяжении многих лет основными поставщиками были Россия и Беларусь, однако на данный момент сотрудничество свёрнуто. Изменившаяся логистика доставки готовой продукции не добавляет оптимизма, существенно увеличивая транспортные расходы.
При этом правительство в нынешних непростых условиях умудряется саботировать даже такие моменты, управление которыми представляется элементарным. Новый скандал связан с решением администрации Приднестровья ввести таможенные пошлины на продукцию, перемещаемую нашими фермерами, обрабатывающими земельные наделы в коммунах Кошница, Кочиеры, Дороцкое, Погребя.
Несмотря на наличие соглашения, подписанного политическими представителями в 2017 году, ситуация вышла из-под контроля конституционных властей. В Тирасполе обвинили Кишинёв в неисполнении пункта про прекращение уголовных дел против местных чиновников и в экономической блокаде. В «правительстве» региона не скрывают, что изменения механизма землепользования в Дубоссарском районе прямо связаны с попыткой компенсировать потери, возникающие из-за взимания с 1 января таможенных пошлин со всех товаров, ввозимых (и частично экспортных) приднестровскими предприятиями.
Администрация Приднестровья организовала в Дубоссарах встречу с молдавскими фермерами и предложила им «легализоваться» в правовом поле региона, а также сообщила о намерении осуществлять растаможку ввозимых удобрений, сельскохозяйственной техники и вывозимого урожая. Остро стоит вопрос о ввозе в регион топлива, поскольку такая деятельность является лицензируемой. Скорее всего, в Тирасполе на этом не остановятся и будут изучать возможности применения налога на землю и других земельных платежей, поскольку считают такую реакцию на меры правительства в Кишинёве полностью оправданной.
Характерно, что вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян не прилагает особых усилий, чтобы решить конфликт. Его встречи с землепользователями глава ассоциации «Сила фермеров» Александр Слусарь назвал «говорильней». С одной стороны, чиновник пообещал компенсации, с другой – не смог объяснить, как будет работать новый механизм. В Тирасполе добавили огня, заявив, что никаких попыток обсуждения фермерского вопроса Олег Серебрян не предпринимал, хотя власти региона к переговорам готовы.
В этом случае раздражение фермеров будет носить персонифицированный характер. Глава ассоциации «Сила фермеров» неоднократно выручал правящий режим, не допуская выхода протестов из-под контроля и отказываясь сформулировать конкретные требования к властям. Но тут ситуация парадоксальная – от введения таможенных пошлин, в поддержку которых высказывались и Слусарь, и Серебрян, в итоге, пострадали не только экономические агенты и бюджет региона, но и аграрии правобережья. Кого-то придётся назначить виновным, как минимум, в недальновидности, а по факту – в неспособности правильно делать свою работу. Впишется ли лидер фермеров не за всё правительство разом, а за конкретного чиновника, прогнозировать трудно. Однако подход властей понятен – никаких компромиссов и логики, только политические цели. Аграрная отрасль станет второй жертвой режима – после демократии и верховенства права.