Антон ШВЕЦ
Исполнительная власть не справляется с оперативным управлением страной, систематически сталкиваясь со скандалами, конфликтами и коррупцией. Судя по всему, нынешний состав правительства уже готовы принести на заклание ради повышения шансов Майи Санду на президентских выборах
В наступившем году продолжается текучка кадров в составе правительства, а также тренд на передачу высоких должностей и полномочий иностранным гражданам. В январе было реформировано созданное при первом «Альянсе за европейскую интеграцию» МИДЕИ, вполне успешное и современное ведомство, организованное в соответствии с практиками Европейского союза – в большинстве его стран-членов действуют именно министерства иностранных и европейских дел. Но в Молдове теперь останется только МИД, который возглавил бывший вице-спикер парламента Михай Попшой, умудрившийся сходу попасть в несколько скандалов и передряг.
Европейской интеграцией страны займётся специализированное бюро во главе с вице-премьером. Ранее правительство неоднократно заявляло о том, что должность будет закреплена за бывшим главой МИДЕИ Нику Попеску, который решил задачи по получению Молдовой статуса кандидата и началу переговоров о членстве в ЕС. Однако на прошлой неделе планы резко изменились – главным переговорщиком по евроинтеграции с мандатом «убеждать граждан в преимуществах вступления страны в ЕС» стала кадровый дипломат Кристина Герасимов, работавшая госсекретарём в МИДЕИ и генеральным секретарём в аппарате президента Майи Санду.
Куда пристроить Нику Попеску – вопрос открытый, о новых дипломатических миссиях пока не сообщалось. Возможно, уход на волне успеха делает его резервным кандидатом запада на предстоящих президентских выборах, на случай если рейтинг Майи Санду продолжит падать теми же темпами. Так что действующий президент наверняка постарается поскорее избавиться от влиятельного и уважаемого в Брюсселе и Вашингтоне экс-министра, сослав его в загранкомандировку.
Другие назначения связаны с продолжающимся захватом ключевых постов в государстве иностранными гражданами. Так, в декабре Национальный банк возглавила экс-министр финансов, бывший председатель сената Румынии Анка Драгу, имеющая также опыт работы в румынском нацбанке и Международном валютном фонде. Несмотря на протест оппозиции в парламенте, ей выдали молдавское гражданство по ускоренной процедуре.
Анка Драгу присоединилась к Даниелу Стайку, возглавляющему службу по борьбе с отмыванием денег, и ещё нескольким десяткам бывших румынских чиновников, ныне трудоустроенных советниками высокого уровня Евросоюза в Молдове или на ключевые должности в отдельных министерствах и агентствах. Миссию партнёрства ЕС, созданную у нас в апреле 2023 года, также возглавляет румынский дипломат Космин Динеску.
Получается, Молдова из захваченного «изнутри» государства превращается и в завоёванное «внешне». Действующие власти всячески способствуют такой интервенции, фактически расписываясь в собственной некомпетентности и отсутствии навыков хорошего управления. Однако перетасовка кадров, иностранный опыт и внедрение директив Европейского союза не спасают правительство от бесконечных скандалов, пробуксовки реформ и провалов на стратегических направлениях.
Постоянно муссируется тема с неоправданно дорогими закупками газа, спровоцировавшими рост стоимости коммунальных платежей и инфляцию. В бюджете сложился огромный дефицит, осложнённый ростом выплат по обслуживанию внешнего долга по набранным правительством кредитам. Госказна обременена и постоянным увеличением расходов на национальную армию, спецслужбы и бюрократический аппарат (включая создание персональных пропагандистских структур под Майю Санду), а также заграничные поездки и приёмы иностранных делегаций.
На этом фоне Агентство публичной собственности озвучило планы приватизации ряда государственных активов, но общественная реакция заставила функционеров PAS временно пойти на попятную, заверяя, что парламент своего согласия на это не давал. Устойчиво конфликтным остаётся вопрос поддержки фермеров и кризис в сельском хозяйстве страны.
Кроме того, в последние недели состоялись две крайне знаковые отставки по собственному желанию. Свой пост покинул администратор кишинёвского аэропорта Константин Возиян. Государство вернуло аэропорт в свою собственность прошлой весной, но не смогло обеспечить адекватные цены на авиаперелёты, привлечение лоукостеров, отмену необоснованных сборов и модернизацию воздушной гавани. Смена трёхбуквенного кода аэропорта привела к незапланированным расходам и техническому сбою. Последней каплей для Константина Возияна, решившего «проводить больше времени с семьёй», стал скандал с непрозрачной передачей площадей в терминале аэропорта лицам, связанным с министром инфраструктуры Андреем Спыну.
Схожая ситуация сложилась на госпредприятии «Железная дорога Молдовы». Конфликт между менеджментом «ЖДМ» и профильным министерством привёл к зарплатному кризису и даже угрозе приостановки курсирования символического пассажирского поезда «Яссы-Кишинёв». Сокращение персонала вопросы не решило, и Олег Тофилат покинул свой пост, напоследок нелестно высказавшись о действиях правительства и кредитных учреждений.
Премьер-министр Дорин Речан заметно нервничает и самолично попадает в скандалы, то перечисляя поимённо неугодных ему судей, то вступая в открытые конфликты со ставленниками PAS Олесей Стамате (отказавшейся от мандата председателя юридической комиссии парламента) и Вероникой Дрэгэлин, требующей большей автономии в комплектовании штата и повседневной деятельности антикоррупционной прокуратуры. На повестке дня остаётся вопрос о выборе генерального прокурора, уже породивший новые бодания между конкурирующими кланами внутри правящей партии.
Очевидно, что кабмин Дорина Речана – это «правительство заклания», на которое Майя Санду спишет все ошибки и издержки её авторитарного правления и диктатуры PAS. В ходе предвыборной кампании он с большой долей вероятности будет разогнан, а его работа будет оценена как неудовлетворительная. Всё для того, чтобы решить ключевую задачу для Майи Санду и её кураторов – обеспечить её рейтинг и мобилизацию электората для получения второго президентского срока. Судьбы правительственных чиновников в таком раскладе всего лишь инструмент, а, значит, и качество их работы сегодня не имеет значения.