Бывший председатель Комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету Олеся Стамате объяснила в телеэфире причину, по которой Антикоррупционный суд, созданный по просьбе Майи Санду в марте 2023 года, до сих пор не работает.
«Ну, спросите президента, почему он не функционален уже три месяца. В октябре мы получили заключение Венецианской комиссии по первым поправкам, то есть по первому законопроекту, и я считаю, что поправки, внесенные в соответствии с заключением Венецианской комиссии, должны быть повторно переданы в Венецианскую комиссию.
Если это будет сделано, то я не знаю, получится ли это к мартовскому пленарному заседанию комиссии, но, возможно, закон будет одобрен и после этого отправлен Венецианской комиссии. Было несколько исключений в случае некоторых законов, которые необходимо было принять быстро, и тогда требовалось заключение после принятия, но для большинства законов, по которым мы запросили мнение Венецианской комиссии, мы запросили его до принятия.
Каждый закон из пакета веттинга был одобрен только после двух проверок Венецианской комиссией. За законы в сфере безопасности я не несу ответственности, но они тоже были приняты только после заключения Венецианской комиссии, как и многие другие. Те, о которых вы говорите, скорее исключение», – отметила Стамате.
При этом она уточнила, какова будет основная сфера деятельности Антикоррупционного суда. «Согласно законопроекту, принятому в первом чтении, этот суд будет отвечать за коррупционные дела, которые поступают из Антикоррупционной прокуратуры.
Законопроект также предусматривает рассмотрение дел НОН и еще несколько значимых дел, которые не входят в компетенцию Антикоррупционной прокуратуры. Так что в основном это дела о коррупции, но не о подкупе полицейского или врача за 100 долларов. В первую очередь он разберется с делами, которые уже есть на данный момент.
В состав судей этого суда будут набираться как судьи, так и не судьи, и очень хорошей практикой является объединение опыта судьи и не судьи. Я считаю, что доля судей в суде должна быть больше 50%», – добавила Стамате.
Noi.md