Кристиан РУССУ
Урезание социальных расходов на фоне роста военных трат и ускоренной милитаризации, скорее всего, станет общеевропейской тенденцией. Молдова идет в авангарде этого тренда, снижая до минимума уровень индексации пенсий при анонсированных планах создания системы ПВО стоимостью в миллиарды евро
Одним из своих самых знаковых достижений действующая власть всегда называла улучшение ситуации в сфере социальной поддержки граждан. Это касается, прежде всего, пенсий, увеличение которых было осевым пунктом в предвыборной программе PAS. В результате для пенсионеров с полным стажем худо-бедно удалось обеспечить минимальный уровень выплат в 2000 леев, также пенсии повышались за счет ежегодных индексаций. По некоторым данным, их средний размер на правом берегу превысил соответствующие показатели в приднестровском регионе, что долгое время было предметом гордости Тирасполя. Министр Алексей Бузу недавно приводил данные о том, что минимальная пенсия в Молдове выросла на 120%, а средняя — на 70%.
Эти успехи, которыми столь кичатся в партии власти, население воспринимает с большой долей скепсиса. Во-первых, продолжает расти возраст выхода на пенсию: в этом году для женщин он увеличился до 61 года, и так на 6 месяцев ежегодно, пока к 2028 году не достигнет 63 лет. Растет и стаж для начисления полной пенсии. Если в 2021 году для этого нужно было отработать 32 года, то теперь – 34. Кроме того, правительство стало играть с индексацией пенсий, находя причины не проводить ее на уровень инфляции. Поэтому в прошлом году она составила лишь 15% вместо предусмотренных 31%. К тому же все сделанные повышения померкли на фоне галопирующих тарифов на коммунальные услуги, которые попросту «съели» большую часть выплат от государства.
Неприятно осознавать, но факт в том, что за последние годы власти неоднократно меняли законодательство именно с целью урезать расходы на социальное обеспечение пенсионеров. Так, выяснилось, что повышение пенсий в этом году могло бы составить 25%, если бы действовало законодательство 2019 года, 16% – если использовать коэффициенты 2014 года, а при нормах в 2018 и 2020 годах – 15% и 8% соответственно. Вместо этого в правительстве обещали пенсионерам повышение на 6%, но теперь и эти скромные цифры пересматривают в сторону дальнейшего снижения. Расстроил граждан все тот же Бузу, сообщив о планах индексации всего на 4,2%. Пенсионерам министр посоветовал «проявлять солидарность и содействовать экономическому росту страны», от которого и будет зависеть их благосостояние в дальнейшем. Правда, каких-то экономических успехов у нас не просматривается – напротив, как заметил экс-премьер Ион Кику, за 36 месяцев президентства Майи Санду государственный долг Молдовы увеличился ровно на 36 млрд леев. Внешние и внутренние кредиты брались правительством под большие проценты, что уже требует значительных средств на их обслуживание.
Так, в 2023 году только проценты и комиссии обошлись государству в 5,3 млрд леев (в 2 раза больше, чем в 2022 году), а доля государственного долга в ВВП страны достигла рекордного уровня в 38%. Таким аргументам действительно сложно что-то противопоставить. И здесь уже особо не удивляешься, почему нет денег не только на пенсионеров, но и на помощников социальных служб, и на финансирование групп продленного дня в школах. Впрочем, власть в лице своих миньонов в парламенте и правительстве даже не удосуживает население честными объяснениями, а отделывается хамскими отмазками: как, например, депутат Раду Мариан, который в ответ на вопрос о разнице в повышении пенсий и зарплат министров заявил, что пенсионеров намного больше чем министров. Поэтому первым увеличение на символические 4%, а вторым – сразу на 50%. Видимо, так выглядит социальная справедливость при нынешнем режиме. Ну а Дорин Речан и вовсе ограничился тем, что рост пенсий будет происходить «в зависимости от необходимости», то есть, правительству виднее.
Такая, можно сказать, издевательская манера обращения с пенсионерами выглядит еще более кощунственной на фоне бойких планов властей по дальнейшему «укреплению обороноспособности» страны. Закавычиваю потому, что купленный за колоссальные по нашим меркам деньги французский радар на днях показал, как реально «растет» защищенность страны, когда провалил свою миссию, не обнаружив летящий к нам подбитый беспилотник.
Стоит отдать должное невозмутимости чиновников, которых этот эпизод ничуть не смутил и только сподвиг анонсировать создание полноценной системы ПВО чудовищной стоимостью в несколько миллиардов евро. Само собой, что основные надежды в этом вопросе на наших западных партнеров, ведь именно им по большому счету это и нужно. Если посмотреть на карту работы разведывательной инфраструктуры США и НАТО в регионе, то территория Молдовы, можно сказать, осталась единственным белым пятном в пределах театра военного противостояния с Россией. Западные самолеты-разведчики вынуждены каждый наворачивать круги вдоль наших границ, чтобы обеспечить разведывательные данные в интересах Украины. Поэтому смысл от размещения в Молдове таких систем с военной точки зрения вполне понятен и, судя по всему, это приоритет ближайшего времени. Команда PAS об этом информирована, что подтверждается излишней болтливостью отдельных ее представителей, вполне всерьез рассуждающих о способностях нашей ПВО не только обнаруживать, но и сбивать российские «шахеды».
Если посмотреть на планы ключевых участников западного военного альянса, выстраивается неутешительная картина – милитаризация европейского континента и противостояние с Россией будет только набирать обороты. Германия анонсирует перевод страны на военные рельсы с целью кратного роста военных поставок Украине и доведения оборонного бюджета до требуемых в НАТО 2% ВВП. Социальные программы при таком раскладе, очевидно, окажутся под ударом.
Однако особое внимание в этом плане следует уделить нашим стратегическим партнерам – США. Пока еще не утвержденная американская программа помощи Украине до декабря 2024 года, вокруг которой сломано столько копий, предполагает выделение более 50 млрд. долл. на военные нужды и свыше 9,5 млрд – на экономические. Военная составляющая складывается из около 20 млрд, которые пойдут на пополнение американских складов вооружения и техники, 14 млрд – на закупку оружия и боеприпасов у оборонно-промышленного сектора США, а также почти 14,8 млрд – на военную подготовку, обмен разведданными, усиление присутствия в зоне ответственности Европейского командования.
В последнюю категорию и входит Молдова с анонсированной Дорином Речаном программой модернизации ПВО. В пакете помощи в экономической сфере наша страна также фигурирует наряду с Украиной. Речь идет о $25 млн, предназначенных к освоению USAID для «поддержки усилий по восстановлению и повышению устойчивости в Молдове и на украинских территориях, отвоеванных у России». Нашим украинским партнёрам можно было бы позавидовать, поскольку в этом пакете есть сумма для прямой бюджетной поддержки в размере $7,85 млрд, однако рассчитывать на возможность затыкания бюджетных дыр для выплат тем же пенсионерам Киев не сможет. Конгрессом США специально оговорено, что эти ассигнования, равно как и любые другие пакеты помощи, гипотетически даже для Молдовы, не могут быть направлены на пенсии.
Таким образом, вся экономическая помощь для Украины и, по остаточному принципу для Молдовы дается исключительно на военную составляющую без возможности направления на социальные выплаты.
В подобных условиях приходится признать, что меры социальной поддержки пенсионеров, что в нашей стране, что у соседей по евроатлантической интеграции, более не входят в число приоритетов. Нас уже со всей откровенностью рассматривают как полигон для дальнейшего противостояния с РФ, и почти вся помощь будет идти именно на эти цели, чему наша власть то ли не хочет, то ли не может противиться. Осталось лишь наблюдать, как на это отреагируют сами пенсионеры, которые традиционно являются самой дисциплинированной, а потому и важнейшей частью электората.