Сергей ЧЕБАН
Складывается устойчивое ощущение, что руководство страны пытается отчаянно сопротивляться не очень приятным сценариям, которые либо реализуются извне, либо возникают стихийно в результате суммы обстоятельств
Выборы уже стали главным фактором, на который наматываются все остальные сюжетные линии, обеспечивающие не только постепенный прогрев внутриполитической ситуации, но и достижение определённой температурной кондиции.
Каких-либо ярких событий вокруг президентской гонки пока не просматривается, поскольку основные конкуренты заняли выжидательную позицию. В первую очередь ждут в штабе действующей главы государства, для которой важно понимать, кто станет реальным спарринг-партнёром. От этого во многом зависит выбор в пользу той или иной избирательной стратегии. Судя по тому, что отдельные политсилы собираются выдвигать своих представителей, об общем оппозиционном кандидате, похоже, договориться не удаётся. Это развязывает руки Игорю Додону, которому президентура плавно выстилает красную ковровую дорожку в ЦИК.
На фоне разлада в стане оппозиции политтехнологи президента продолжают формировать разнообразные политические конструкции и временные союзы (к примеру, блок, к которому уже присоединился CUB). Их цель – создать видимость поддержки единого проевропейского кандидата, то есть Майи Санду. Вероятно, партийные микропроекты рассчитывают подцепиться к её рейтингу и в случае победы усилить свои шансы пройти в парламент в следующем году.
Изначальные рафинированные рассуждения о евроинтеграционном референдуме начинают обретать более приземлённые и даже опасливые нотки уже не только в экспертном сообществе, но и среди людей, наделённых полномочиями. Главный молдавский переговорщик с Брюсселем по вопросам интеграции в ЕС Кристина Герасимов признала, что в обществе есть разные взгляды на внешнеполитический курс, в связи с чем вполне допустим провал плебисцита и, следовательно, приостановка/прекращение переговоров с Европейским Союзом. Определённые сомнения есть и у европейских чиновников. К слову, европейский посол Янис Мажейкс открыто говорит, что Брюссель хоть и будет разочарован, но уважительно отнесётся к решению граждан, если они не поддержат вступление страны в ЕС на референдуме.
Продолжает расти количество акций и протестных настроений среди различных социальных групп. К наиболее резонансным мероприятиям аграриев, перекрывавших национальные трассы, начинают примыкать транспортные перевозчики, гагаузы и другие недовольные граждане. В связи с этим правительство всё чаще вынуждено работать в режиме пожарной команды и выслушивать нелицеприятные высказывания в свой адрес. Тот факт, что фермеры отчасти всё-таки добились своего радикальными мерами, очевидно, будут толкать других к аналогичным способам давления и нарушения логистической и иной функциональности государства. Если такое явление станет массовым, это может привести к абсолютно неконтролируемым и взрывоопасным последствиям.
Было бы странным, если бы молдавские политики не пытались оседлать протестный мейнстрим и дополнительно разогреть негативно настроенную публику. Так, лидер «Нашей партии» Ренато Усатый объявил на 13 марта акцию протеста и призвал всех неравнодушных граждан принять в ней участие. Она пройдёт у Центрального суда, где будет рассматриваться жалоба на ретроактивное снижение тарифов на газ. При этом Усатый не планирует проводить протест вместе с другими политическими формированиями и обещает обеспечить транспортом всех желающих из различных регионов, которые хотят приехать в столицу и выразить свое недовольство высокими тарифами. Цель, с одной стороны, благая, однако все признаки указывают на то, что именно таким образом экс-мэр Бельц планирует включиться в предвыборную гонку за президентское кресло.
Абсолютно неожиданным вышло вроде как рядовое по своему содержанию мероприятие в Тирасполе, которое в итоге стало медийной бомбой не только в информационном поле Молдовы, но и в сопредельных государствах. В 2022 году интерес к приднестровскому региону удалось в целом сбить. Теперь очередной всплеск, прежде всего, в западной прессе становится ещё одной большой проблемой для наших властей, для которых важна расфокусировка международного внимания к приднестровской проблеме, позволяющая поэтапно реализовать именно свой план урегулирования.
Активизация прессы не так опасна, как усиление различных внешних факторов, которые могут пустить все планы Кишинёва под откос. Пример тому – высказывания заместителя генсека НАТО Мирчи Джоанэ, который заявил, что альянс поддержит Молдову в случае старта процесса «интеграции» приднестровского региона в РФ. Каким именно образом блок планирует поддержать нашу страну, остаётся загадкой, но, учитывая профиль НАТО, вряд ли помощь сможет обеспечить соборность и территориальное единство молдавского государства.
Разогрев общемолдавской обстановки очевидно провоцирует обеспокоенность и в Вашингтоне, который является одним из основных модераторов региональных процессов. По всей видимости, чтобы остудить пыл и внести необходимые корректировки, в Молдову срочно снарядили делегацию во главе с заместителем помощника Госсекретаря США Кристофером Смитом, который заехал в том числе и на левый берег.
Совершенно не случайным наверняка является и спешный визит вице-премьера реинтгерации Олега Серебряна в Бухарест. Помимо встреч с ключевыми румынскими чиновниками, он планирует провести презентацию ситуации в переговорном процессе перед главами дипломатических миссий. Очевидно, что у молдавского чиновника будут и другие встречи в румынской столице, о содержании которых, возможно, станет известно позднее. Однако сам факт такого вояжа порождает не только самые различные интриги и спекулятивные комментарии, но и разумные вопросы: почему в Бухаресте, и чего такого Кишинёв пытается донести до дипломатов, аккредитованных именно в Румынии, чего нельзя передать через иностранных послов в Молдове.
Складывается устойчивое ощущение, что наша страна и правительство пытаются отчаянно сопротивляться сценариям, которые либо реализуются извне, либо возникают стихийно в результате суммы обстоятельств. К сожалению, но отдельным внешним игрокам удаётся тщательно и успешно разогревать ситуацию внутри и вокруг Молдовы с соответствующими эффектами накануне важнейших политических событий: референдума о евроинтеграции и президентских выборов. Какие бы ни были мотивы у этих акторов, они вряд ли приведут к положительному результату для Молдовы, а страна может угодить в очередной «идеальный шторм» с крайне печальными последствиями.