Сергей ЧЕБАН
Церковный кризис в стране расширяется на фоне обострения борьбы за молдавские приходы между Москвой и Бухарестом
Церковный кризис в Молдове, набравший высокие обороты минувшей осенью, временно выпал из информационного обихода. Тем не менее, глубокий внутриинституциональный конфликт, главным образом в Молдавской митрополии, продолжает тлеть. Центробежные процессы, накапливавшиеся там на протяжении многих лет, похоже уже никто не в силах остановить. Основным индикатором суровой неизбежности можно считать динамику транзита её приходов под юрисдикцию Бессарабской митрополии (БМ).
Так, буквально за последние три месяца в подчинение БМ оказались приходы церквей «Покрова Божьей Матери» из села Гидигич, «Успения Богородицы» в Теленештах, «Святого мученика Георгия Великого» в селе Каменча и «Покрова Божьей Матери» в селе Столничены Хынчештского района. В свою очередь, синод Православной церкви Молдовы (ПЦМ) запретил совершать богослужения шестерым священникам Кишиневской епархии, перешедшим в Бессарабскую митрополию. В целом, всего за два года уже порядка 50 церквей вышли из состава ПЦМ – пиковый показатель за последние десятилетия.
На фоне массового оттока прихожан под омофор румынского патриархата митрополиту Владимиру и синоду ПЦМ не остаётся ничего другого, как слать письма патриарху Румынской православной церкви (РуПЦ) Даниилу с призывом к «братскому диалогу». Из-за массового перехода священнослужителей из Молдавской митрополии в Бессарабскую Владимир даже упрекает румынского патриарха в том, что он трудоустраивает священников, наказанных за серьезные проступки.
В ответ на это Румынская православная церковь раскритиковала действия Молдавской митрополии, отлучающей от сана покидающих её священников. В конце февраля на заседании Священного синода РуПЦ было подтверждено, что все румынские православные клирики из Молдовы, вернувшиеся в БМ, являются каноническими священнослужителями, а любые дисциплинарные санкции против них на основании принадлежности к РуПЦ считаются недействительными согласно синодальному постановлению № 8090 от 19 декабря 1992 года. Тем самым духовные власти Румынии открыто подтвердили заинтересованность в дальнейшей дезинтеграции молдавской митрополии, находящейся в подчинении РПЦ, и нежелании искать здесь какой-либо компромисс.
Говоря о религиозных вопросах, нельзя обойти стороной свежий социологический опрос, проведённый совместно исследователями из Молдовы и Румынии. Согласно нему, 43,2% молдавских граждан считают, что наша церковь должна быть в подчинении Молдавской митрополии, в то время как 32,4% желают, чтобы приходы перешли в подчинение к Бессарабской митрополии. При этом среди основных мотивов выбора в пользу БМ – объединение с Румынией и вступление в Европейский Союз. И, главное, порядка 64% опрошенных положительно воспринимают возможность визита в республику патриарха Даниила, в том время как негативно к этому относится лишь 15% граждан.
В этих цифрах отчётливо просматривается достаточно повысившаяся лояльность наших граждан к Румынской православной церкви и высшим иерархам соседней страны. В это же самое время Русская православная церковь в большинстве своём опирается не на прихожан, а на институциональные структуры и лояльный клир, который и обеспечивает то самое номинальное юридическое пребывание Православной церкви Молдовы в составе РПЦ.
Хранившее долгое время молчание высшее московское духовенство вдруг заметило ускоренное развитие событий в противоположную от своих интересов сторону. Там заявили, что решение синода РуПЦ поддержать переход молдавского духовенства свидетельствует о намерении расширять свою экспансию на сопредельную каноническую территорию другой поместной православной церкви в Молдове. Помимо этого, в РПЦ уверены, что Бухарест подталкивает духовенство к нарушению присяги и уходу в раскол, соблазняя его не только финансовыми посулами, но и некоей индульгенцией от положенных за подобные преступления наказаний.
То, что в российской столице немного зашевелились, говорит и факт встречи Игоря Додона с патриархом Кириллом, которые, как заявляется, обсуждали положение в Молдове и «роль православной церкви в укреплении духовно-нравственных начал в жизни общества, поддержке культуры и национального суверенитета страны». Но было бы наивным думать, что всё общение касалось лишь этих тем.
После возвращения из Москвы Додон провёл встречу с митрополитом Владимиром для обсуждения ситуации в ПЦМ, выразив обеспокоенность последними тенденциями и давлением со стороны властей, которые явно благожелательно смотрят на переход церквей в БМ. Очевидно, что экс-президент выступил тут, скорее, в роли коммуникатора и посредника в свете обострившихся противоречий между ПЦМ и РПЦ, результатом которых стало утёкшее в сеть и вызвавшее широкий резонанс обращение митрополита Владимира к патриарху Кириллу о сложном положении Молдавской митрополии.
По некоторым неподтверждённым данным, 7 марта Владимир убыл практически на месяц в Москву. Местоблюстителем на время его отсутствия назначен епископ Тираспольский и Дубоссарский Савва. Каковы мотивы столь длительного пребывания молдавского духовенства в российской столице, никто не сообщает. Однако несложно догадаться, что речь будет идти о дальнейшей судьбе Молдавской митрополии в разрезе всего происходящего как вокруг Молдовы, так и непосредственно внутри. Нельзя исключать того, что в Кремле рассматривают возможность задействования религиозного фактора как в предвыборный период, так и уже непосредственно при организации голосования на выборах/референдуме.
После длительной информационной волны, спровоцированной очередным всплеском церковного раскола, наши власти, судя по всему, попытались погасить эту сложную проблему. Однако внешние игроки (не только Москва) всерьёз рассматривают возможность активации религиозной тематики в электоральных целях. Опросы и замеры в обществе – дело отнюдь не случайное, особенно, если это касается высшего духовенства. Возможный визит патриарха Румынской православной церкви в Молдову, вне всякого сомнения, станет знаковым событием, которое не только ускорит исход приходов в Бессарабскую митрополию, но и определит новые канонические границы РуПЦ, а также окончательный духовный разрыв Молдовы с Россией.
Впрочем, нельзя исключать и того, что Москва также может организовать накануне президентских выборов визит своего патриарха в нашу страну с расчётом на неизбежный отказ Кишинёва. Тем самым планируется вызвать негативную реакцию и мобилизацию недовольных прихожан для того, чтобы добиться соответствующих внутриполитических и электоральных эффектов.