Политическое руководство страны использует борьбу с Иланом Шором как предлог для того, чтобы еще больше размыть гагаузскую автономию и снизить до минимума ее вес и влияние во внутримолдавских делах
Семен АЛБУ, RTA:
«Я считаю, что мы должны относиться к гагаузам с уважением». Так вчера сказал премьер Дорин Речан во время отчета о работе правительства в прошлом году. Иронично, что эта фраза была произнесена при ответе на вопрос, почему Евгения Гуцул до сих пор не утверждена членом правительства вопреки законодательству. Что более чем красноречиво показывает реальную степень уважения к Гагаузии.
В целом противостояние между Кишиневом и Комратом и не думает сбавлять обороты, принимая угрожающие формы. Некоторые наблюдатели, к примеру, близкий к Санду Влад Кульминский, даже высказывают мнение, что гагаузский вопрос сейчас более сложный и глубокий, чем приднестровский. Хотя в последнем, как все знают, страсти тоже кипят – такие вот «желтые» мастера диалога.
Очевидным катализатором политического конфликта стало закрепление в Гагаузии сил, связанных с Илоном Шором, который использует этот особенный регион как плацдарм для дальнейшего наступления на центральные власти. Однако считать, что только лишь этот факт – причина всех неурядиц, значит лить воду на мельницу правящей партии. Именно ей удобно все проблемы с гагаузами обставлять как противостояние «пророссийским преступным олигархическим силам», на деле уничтожая гагаузскую автономию и экономику края. В чем Шор, получается, невольно (ли?) помогает.
Тот же Кульминский утверждает, что Гагаузия стала «геополитическим тараном» против руководства страны. Этот удобный нарратив используют и сами верхи, включая Санду, которая прямым текстом говорит, что «группировка Шор захватила власть в автономии и реализует повестку Кремля против Молдовы». Это позволило отсечь регион от международных контактов и снизить вес его голоса, когда он начинает говорить о давлении центра – кто на западе, в конце концов, будет сейчас слушать как бы «прокремлевских агентов»?
В итоге с избранным башканом не встречался ни один европейский дипломат, если верить словам главы делегации ЕС Яниса Мажейкса. Мол, говорит дипломат, невозможно вести с ней диалог из-за связей с Шором. Хотя поправьте, если упустил, но вообще-то никаких судебных решений против Гуцул нет, и она до сих пор является демократически избранным главой Гагаузии, что никем не оспаривается. То есть западные партнеры, как и их протеже в молдавской власти, получается, попросту такой выбор гагаузов не уважают, поскольку он им не нравится и (гео)политически неприемлем. Видимо, именно так теперь выглядят демократические стандарты и подходы.
Тем не менее, хочется обратить внимание даже не на конфликт PAS и Шора, который сам по себе достаточно мутный и развивается давно, еще до переноса его на гагаузские просторы, а на то, что PAS творит с самой Гагаузией. Неправильно считать, что проблемы тут начались только после избрания Гуцул. На самом деле у Кишинева с Комратом было все плохо и до этого, практически с самого начала единоличного правления партии Санду. Тот самый скандальный визит президента в Гагаузию тоже произошел еще до проникновения туда Шора, как и почти полная заморозка политических контактов. Да и полицейский спецназ по улицам Комрата разгуливал задолго до.
«Желтые» изначально проявили максимум неуважения и пренебрежения к региону только лишь за то, что его идеологический окрас не соответствовал их представлениям о прекрасном, а Гагаузия что на президентских, что на парламентских выборах не выказала им особой любви. Но разве это повод подавлять людей, лишь за их свободный выбор, который вроде все еще считается базовым элементом любой демократии. Оказалось, что вполне себе повод.
Так что еще до летних выборов башкана в 2023 году официальный Кишинев сделал все, чтобы гагаузы могли почувствовать себя ущемленными. И во многом сам подтолкнул их в объятия Шора, предложившего понятные социально-экономические пряники, в то время как власть только продолжала лупцевать кнутом.
Появление шоровцев позволило моментально спустить всех собак на автономию, приступив к политике ее размывания и, в конечном счете, ликвидации. Самым резонансным событием в этом плане, конечно, стало решение об НДС, которое грозило изъятием из местного бюджета почти половины доходов. И это только прямой эффект – а косвенный состоял в начавшейся миграции бизнеса, которая сократила налогооблагаемую базу и соответственно бюджетные поступления.
Да, Конституционный суд в итоге признал эти поправки незаконными. Но, во-первых, Гагаузии все равно нужно выплатить накопившиеся 40 миллионов леев во время действия нормы об НДС. Во-вторых, многие крупные предприятия уже ушли из автономии, сменив юридический адрес. Ну а в-третьих, власти не собираются сдаваться и пообещали, что обойдут вердикт КС новыми, доработанными правовыми актами. В деструктивных наклонностях и талантах «желтых» сомнений нет – эти действительно доведут дело до конца, а Речан еще и судьям КС пригрозит, если что.
То, что власть дискриминирует Гагаузию, пользуясь благовидным предлогом борьбы с Шором, вполне очевидно. Здесь не только дело в НДС, но и в отказе сановных чиновников приезжать в автономию для общения с местными коллегами, и в невыделении из фондов, например дорожного и регионального развития, денег для региона. На последнее премьеру справедливо указал депутат Федор Гагауз, назвав это негосударственным подходом.
Есть еще один интересный момент. Шор обеспечил себе победу популистскими обещаниями вроде дешевого газа и надбавок пенсии. Однако его попытки их исполнить блокируются центральной властью, которая закрывает банковские счета, с которых должны были поступать доплаты, или отбирает лицензию у компании-поставщика голубого топлива в регион по сниженной цене. Причем к методам Кишинева опять же есть вопросы, поскольку юридически все делается отнюдь не безупречно. Кроме того, никак не покидает простая мысль: а почему не позволить Шору вливать свои или спонсорские деньги в Гагаузию, помогая ее населению, а параллельно в законном порядке разрабатывать уголовные дела против его команды? Или гораздо важнее, чтобы Шор вообще не набирал политические очки, при том что конвертировать их на национальном уровне так, чтобы угрожать Санду/PAS, он все равно не сможет? Впрочем, люди тут политикой занимаются, а не интересами каких-то граждан, понимать надо. Тем более, если вспомнить слова Гросу, который откровенно называл главную цель своей партии – выиграть все ближайшие выборы, то все сходится.
Ну а вообще понятно, куда ветер дует. На фоне давления на автономию Гуцул отправилась на молодежный фестиваль в Сочи – тот самый, всех участников которого из Молдовы будут проверять на предмет нарушения национального законодательства. Там она провела встречи с представителями политического руководства России, включая Владимира Путина. Как заявила башкан по возвращении, ей удалось заручиться поддержкой РФ и привезти конкретные решения по доступу на российский рынок для гагаузских товаров, открытию счетов в платежной системе «Мир» и дешевому газу.
Сам визит Гуцул стал подходящим моментом для информационной шумихи в провластных СМИ по поводу возбужденного против нее уголовного дела, которое должно в ближайшие месяцы или даже недели подойти к завершению. Появление же во всей этой истории Путина – идеальный повод для того, чтобы обвинить Кремль в попытках дестабилизации и дополнительно нажать на Гагаузию, которая все никак не хочет в едином строю как бы маршировать в Европу. Что ж, на западе эти сказку зайдут – вот только внутри страны уже всем понятны истинные желания и устремления PAS по поводу автономии.