Сергей ЧЕБАН
Власти продолжают совершать непоследовательные и сложно поддающиеся объяснению манёвры в сфере энергетики. Почему?
Традиционно весной накануне окончания холодного сезона тема энергетики в Европе приобретает особую важность, и не только с точки зрения подготовки к следующей зиме, но и для того, чтобы взглянуть на более дальнюю перспективу. Так, 21 марта в Брюсселе прошёл саммит стран-сторонников атомной энергии. В итоговом заявлении представители около 30 государств, в том числе Франции, США и Китая, выразили намерение содействовать скорейшему расширению сети атомных электростанций и облегчать финансирование строительства АЭС.
Несмотря на то, что атомная энергетика должна быть качественной, высокотехнологичной, безопасной и доступной для всего человечества, совершенно очевидно, что она, так или иначе, станет инструментом политического влияния и конкуренции между ведущими игроками этой отрасли. Недавние призывы премьер-министра Бельгии отказаться от российского ядерного топлива, чтобы ЕС не заменил одну зависимость от РФ на другую, лишний раз говорят о том, что энергетическая сфера по-прежнему одна из наиболее политически заряженных.
Серьёзным вызовом также является возобновление российских ударов по энергетической инфраструктуре Украины. 29 марта были обстреляны две украинские гидроэлектростанции – Каневская и Днестровская, к слову, вторая из них имеет критическое значение для Молдовы. Помимо этого впервые Москва нанесла ракетный удар по газодобывающей отрасли и газохранилищам в Украине. Повышение энергетической уязвимости соседнего государства с высокой вероятностью вынудят европейские компании, да и наши тоже, пересмотреть свои планы по транспортировке и хранению энергоресурсов.
А пока Европа размышляет над энергогенерирующими мощностями будущего и как себя обезопасить от кризисных сценариев, Кишинёв продолжает имитировать бурную деятельность, называя это «диверсификацией, укреплением энергетической независимости и подключением к единому европейскому рынку». На прошлой неделе под бурные возгласы, наконец-то, началось строительство воздушной линии электропередачи 400 кВ Вулканешты-Кишинев, которая должна обеспечить прямое соединение с Румынией до конца 2025 года. Решившая лично присутствовать на рытье первого котлована для электроопоры Майя Санду пафосно заявила, что строительство ЛЭП – один из важнейших проектов и чуть ли не поворотный момент между двумя Молдовами – «уязвимой, которой в любой момент могут отключить газ или электричество, и независимой, которая может свободно в любое время и без политического шантажа выбирать, где покупать энергоресурсы».
Кроме того, в начале месяца стало известно, что Молдова получит от Европейского банка реконструкции и развития кредит в 30,8 млн евро на строительство ещё одной высоковольтной ЛЭП, которая соединит Бельцы и румынский уезд Сучава. Однако завершение строительства этой линии ожидается лишь в 2027 году.
Странно, конечно же, по-прежнему слышать о каком-то шантаже непонятного содержания и без каких-либо подробностей. Если речь о МГРЭС и приднестровской администрации, то для последней контракт с Кишинёвом – это экзистенциональная необходимость, поэтому сложно понять, что именно Санду вкладывает в свои пассажи. К слову, осенью 2022 года Тирасполь абсолютно не мешал нам в течение месяца закупать электроэнергию в Румынии, но по объективным причинам, прежде всего ценовым, мы вновь вернулись к закупкам электричества на левом берегу.
Если отбросить в сторону все эти высокопарные заявления, то становится понятным, что Румыния здесь нужна исключительно как альтернатива и как инструмент того самого шантажа, но уже в руках Кишинёва. Для любого сведущего эксперта понятно, что Бухарест пока не может нам предложить приемлемую цену и быть поставщиком, способным дать необходимые балансирующие мощности. От того вся эта история про «подключение к единому европейскому энергопространству» – не более чем фигура речи и рекламная растяжка в предвыборной кампании Санду, которая не имеет под собой реальных и экономически обоснованных расчётов.
Тем не менее, правящая партия и лояльные ей чиновники продолжают тщательно расставлять декорации и уже пытаются нас убедить в том, что Молдова больше не зависит от одного поставщика, поскольку с весны этого года несколько компаний будут поставлять газ на местный рынок. И будто бы позабыв про все свои патетические рассуждения о «достоинстве и недопустимости энерегозависимости от России», министр Виктор Парликов тут же разминает общественное мнение, допуская, что Молдова может возобновить закупки у «Газпрома» с 1 мая.
Все эти непоследовательные и сложно поддающиеся объяснению манёвры в исполнении руководства страны можно объяснить только вскрытием неприятных обстоятельств в сфере энергетики, которые могут очень болезненно ударить по имиджу Майи Санду и её перспективам переизбраться на второй срок. Речь в первую очередь идёт о закупках энергоресурсов для страны в течение последних двух лет.
Не далее как месяц назад в прессе уже циркулировала информация, что в прокуратуре возбуждено несколько уголовных дел, связанных с приобретением голубого топлива. При этом, по словам отдельных экспертов, в уголовное делопроизводство активно вмешивались политические факторы, которые препятствуют скорейшему завершению процессуальных процедур и передаче материалов в суд.
То, что вокруг закупок газа не всё так гладко, известно давно, но, видимо, именно сейчас решено бить в это тонкое место для правящего режима. Намедни известный эксперт и исследователь Вячеслав Ионицэ выступил с довольно-таки детальным изложением схемы покупки газа Молдовой в недавнем прошлом. В своей экспертизе он пролил свет на то, как наша страна за последние два года переплатила на этом более 20 миллиардов леев, если сравнивать с предыдущими периодами. Также проясняется, как «Энергоком», приобретая голубое топливо по одной цене, продаёт его «Молдовагаз» на 48% дороже, а тот, в свою очередь, применяет к бытовым потребителям крупнейшую за всю историю республики надбавку и устанавливает окончательную цену в 2,5 раза выше стоимости природного газа. И всё это произошло после того, как Комиссия по чрезвычайным ситуациям обязала «Молдовагаз» закупать природный газ у «Энергоком».
Известно, что Ионицэ является не только сотрудником финансируемого США исследовательского центра IDIS, но и членом партии CUB, которая по некоторым оценкам может стать той самой альтернативой PAS. По этой причине нет сомнений в том, что появление громкого экспертного заключения, которое вызвало большой резонанс и практически мгновенную реакцию всех вовлечённых в газовые закупки организаций, было санкционировано ключевыми посольствами в Кишинёве.
Остаётся только понять, что именно скрывается за этим публичным предупреждением от наших западных партнёров по развитию. Возможно это адресный сигнал в адрес одного из кланов внутри правящего режима, неплохо погревшегося на газовых закупках, с предложением поумерить свои политические (премьерские) амбиции. Либо это начало чисток внутри правящей команды с прицелом на новый состав правительства, чтобы существенно снизить токсичность в преддверии предвыборной гонки за президентский пост.