Кристиан РУССУ
Действующие власти активно продвигают проекты по развитию сектора возобновляемой энергетики, перенимая опыт Румынии. Однако в наших условиях это создает лишь дополнительные риски для энергетической безопасности страны
С недавних пор декарбонизация экономики стала одним из приоритетов действующей власти. К 2030 году – сроку планируемого вступления в ЕС – она намерена исполнить обязательство по доведению доли возобновляемых источников энергии до 30% в конечном потреблении.
Все это, само собой, вписывается в общую стратегию Европейского союза и помимо политических бонусов сулит властям и новые финансовые возможности. Близкие к чиновникам бизнес-круги получают привлекательные условия для развития «зеленой» энергетики, что стимулирует появление новых ветряных и солнечных генерирующих мощностей. С 2018 года установленная мощность источников возобновляемой электроэнергии увеличилась примерно в 230 раз: с 0,5 МВт до 115,3 МВт в 2023 году, а в январе 2024-го мощность таких электростанций составила уже около 343 МВт. Существенно возросло количество бенефициаров, использующих и продающих «зеленую энергию.
И вот вчера правительство утвердило новый регламент проведения тендеров на строительство ветряных и фотоэлектрических парков мощностью в 165 МВт., который упрощает требования к участию, а также порядок организации и проведения тендеров. Их победители должны получить гарантированную фиксированную цену на производимую электроэнергию на 15 лет. До 2025 года в стране планируется строительство ветряных электростанций мощностью 105 МВт и фотоэлектрических станций мощностью 60 МВт., что доведет их долю в общем объеме до 16-17%. К 2030 году мощность экологически чистых электростанций может возрасти до 650 МВт., что представляется невероятным достижением, поскольку сможет покрыть половину национального потребления. В прошлом году максимальная потребляемая мощность в Молдове была 1002 МВт., а минимальная – 356 МВт.
Казалось бы, тут впору бы задуматься не только о самообеспеченности такой дешевой электроэнергией и избавлении от давней зависимости со стороны кучурганской теплоэлектростанции, но и помечтать об экспорте в соседние страны. Все бы хорошо, если бы не одно «но». Для безопасного оперирования такими мощностями «зеленой» энергетики необходимы существенные ресурсы другой, «не зеленой» энергии, которая сможет оперативно замещать выпадающие объемы напряжения в сети, когда не могут работать солнечные панели и ветряки.
Проблема тут вновь сводится к тому, что в нашей стране отсутствуют генерирующие мощности, которые могли бы выступать в роли балансирующих. У нас их попросту нет, как и интереса в их развитии. При действующей схеме обеспечения электроэнергией со стороны МГРЭС эта головная боль полностью ложится на Левобережье. При конфликтах же с администрацией Тирасполя или несовместимости бизнес-интересов поставки балансирующей электроэнергии осуществлялись из-за рубежа, преимущественно из Украины.
Однако правила европейского энергетического сообщества ENTSO-E, в котором Молдова внезапно оказалась с 2022 года, требуют, чтобы каждая страна могла обеспечить себя на 50% балансирующей электроэнергией. Можно, конечно, сослаться на то, что Молдова граничит с Украиной, где идет война и правилами ЕС можно пренебречь. Текущие объемы перетоков из-за дисбаланса в энергосистеме наших стран никак не вписываются в требования и нормы ЕС, но их настойчиво нам навязывают. Не в последнюю очередь из-за стоимости аварийных поставок. Отдельно можно выделить катастрофические последствия от таких экспериментов для экосистемы. Показательно, что в этом году никаких экологических попусков на трансграничной реке Днестр не планировалось. Гидроаккумулирующая электростанция в верховье реки, один из немногих важных балансирующих активов соседней Украины, сбрасывает воду безо всякой координации с нашими властями или какого-то графика, учитывая потребности своей энергосистемы «здесь и сейчас».
Если исходить из плана правительства достичь предела в 600 МВт мощности возобновляемых источников электроэнергии к 2030 году, то должна появиться и балансирующая генерация мощностью в одну треть от солнечных и ветряных станций. Активное развитие зеленой энергетики в стране мы видим. Возможно даже, что вместо обещанных правящей партией лесов и дубовых рощ через 7 лет мы увидим целый «лес» ветряков. Однако никакого строительства электростанций на традиционном топливе для обеспечения баланса энергетической системы нет. Получается замкнутый круг. Бум развития «зеленой» энергетики в стране, активно поддерживаемый властями, ведет к дисбалансу и лишь увеличивает риски для энергетической безопасности Молдовы.
Даже если посмотреть на соседнюю Румынию с ее относительно развитой и дифференцированной энергетической системой, имеющей в том числе атомную генерацию, страна не способна покрыть внутреннее потребление в часы пик, привлекая из соседних стран свыше 20% электроэнергии. В другое время «зеленая» энергетика из-за Прута, конечно же, отправляется на экспорт, но цена на нее значительно ниже.
Мы же идем по румынскому пути, не имея вообще никакой электрогенерации, способной выступать в качестве балансирующей со всеми вытекающими рисками. Если принять во внимание реализацию проектов по взаимоподключению с Румынией по маршрутам Исакча-Вулканешты-Кишинев и «Бельцы-Сучава», то они могут лишь выступить лишь в роли магистральных сетей без понимания источников покрытия генерации, тем более балансирующей. Недавние заявления наших чиновников о том, что Молдова чуть ли не станет экспортером электроэнергии с учетом планируемого строительства в Бельцах электростанции мощностью 400 КВт. (мощность дизель-генератора) вкупе с самой линией электропередач в сторону Сучавы кажутся смешными. Если экспорт электроэнергии в сторону Румынии и будет идти через нашу страну, то это будут поставки с Новоднестровской гидроаккумулирующей станции, от которой идет высоковольтная линия электропередач в сторону Бельц. В данном случае за счет территории нашей страны Румыния решает задачу обеспечения своей энергобезопасности. Мы в этой цепочки лишь транзитное звено, однако именно на плечи молдавских налогоплательщиков ляжет бремя выплаты кредитов за проекты «энергетических мостов» через Прут.
Складывается устойчивое понимание, что действующие власти под прикрытием лозунгов о внедрении европейских стандартов и норм преследуют свои корыстные интересы, лишая Молдову перспективы добиться обеспечения энергетической безопасности и суверенитета.