Кристиан РУССУ
Правящая партия пользуется резонансными событиями в стране для очередного закручивания гаек – в частности, для введения тотальной слежки за гражданами
Похищение и жестокое убийство бывшим сотрудником полиции 19-летней беременной девушки из Оргеевского района шокировало общество и спровоцировало очередную волну негодования. Судьба Аны Марии Гужи откликнулась болью отнюдь не только в тысячах сердец женщин, подвергавшихся дискриминации и насилию по гендерному признаку. Ощущения бесправности, бессилия и страха перед лицами, обличенными властью, в принципе знакомы каждому в нашей стране вне зависимости от пола, места рождения и даже социального положения. Злоупотребления служебными полномочиями, требования взяток, угрозы уголовного преследования – все это ежедневная реальность для многих. Мы можем мириться с тем, что представителям власти или сотрудникам силовых структур сходит с рук почти все: от парковки на тротуарах до вождения в нетрезвом виде, от неподобающего поведения, хамства и рукоприкладства до покрывательства преступного бизнеса. Однако, когда доходит до лишения жизни невинных, многие молчать больше не могут.
Почувствовав высоту волны общественного недовольства, правящий режим решил «спустить пар», но с пользой для себя – воспользоваться народным гневом для получения еще большего контроля над этим самым обществом. Цинично и жестоко – но так необходимо для сохранения власти.
Перед майскими праздниками в парламенте провели слушания по делу убитой девушки с участием полицейских, прокуроров, судей и общественников. Инициатором выступило женское крыло PAS в лице вице-спикера парламента Дойны Герман и заменившей Олесю Стамате на посту председателя юридической комиссии Вероники Рошка. Как не сложно догадаться, разговор ушел в темы гендерного насилия и методов борьбы с ним. Для этого в стены парламента пригласили в основном представителей прекрасной половины из всех органов власти и гражданского общества. Разбавили женский коллектив шеф Генерального инспектората полиции Виорел Чернеуцану, бывший СИБовец и ныне депутат PAS Адриан Кептонар и еще несколько лиц.
Спектакль разыграли как по нотам. Виорел Чернеуцану жаловался на «беспомощность» полиции перед бюрократической системой, требующей получения судебного решения на доступ к персональным данным граждан, геолокацию и расшифровку телефонных переговоров. Было бы все это у полиции без ограничений, и тогда, возможно, бедная девушка осталась бы жива – по крайней мере, таков был ответ на прямой вопрос от представителей женских общественных организаций. Аргумент для людей привели весомый: при наличии возможности оперативной локализации нужных телефонов не пришлось бы задействовать для поисков девушки 900 человек.
Также нашим силовикам нужен полный доступ в режиме реального времени ко всем камерам наблюдения в общественных местах. Речь не только об оборудовании муниципальных органов, но и всех камерах экономических агентов. Для обоснования был приведен пример неудачного сотрудничества полиции с «неугодными» местными органами власти в вотчине Илана Шора, Оргеевском районе. Глава Генинспектората полиции в лучших традициях коммунистической пропаганды нещадно изобличал своих коммуникаторов из Оргеева, которые якобы умышленно скидывали ему запрошенные фото- и видеоматериалы в плохом качестве, либо вовсе отсутствовали на месте из-за нахождения на непонятном мероприятии в Москве.
Само собой, что просил такие полномочия Виорел Чернеуцану лишь для нескольких сотрудников в своем ведомстве, что обещал наказывать за несанкционированную слежку за гражданами, а еще ссылался на прогрессивный опыт евроатлантических партеров. Вдобавок полиция хочет запретить практику использования мобильной телефонии Pre-pay, когда сим-карту молдавских операторов связи можно купить без удостоверяющих личность документов. Короче, от глаза «Большого брата» в национальном масштабе не должен уйти никто, кто представляет для него интерес. В предвыборный год закрутить гайки за счет введения тотальной слежки за гражданами – видимо, очередная идея фикс правящей партии. Остается надеяться, что иностранные владельцы мобильных операторов в стране не оценят такое проявление «заботы» от властей, но вероятность, что их прогнут, имеется.
Что же намерены продать общественности взамен?
Самыми дерзкими в ходе слушаний, само собой, стали близкие к Платформе женщин-депутатов представители НПО. Исполнительный директор Центра по правам женщин Ангелина Запорожан-Пыргарь от имени 40 неправительственных организаций потребовала ввести в национальное законодательство новое понятие – «фемицид», установить в Уголовном кодексе наказание за преступления на гендерной почве и прописать отягчающие обстоятельства на основании гендерной предвзятости.
Дамам из PAS не впервой устраивать мероприятия на такие трендовые темы. Летом прошлого года они провели общественные консультации, где обсуждали концепцию создания Центра предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Это еще одна новая административная структура в бюрократическом аппарате по аналогии с Центром дезинформации. В октябре прошлого года в присутствии главной леди страны открыли Центр семейной юстиции как подразделение Генерального инспектората полиции для жертв домашнего и сексуального насилия.
Примечательно, что планы по ограничению прав и свобод граждан через расширение возможностей слежки за ними озвучиваются на фоне критики международных правозащитных организаций за уже введенные ограничения демократических норм. На неделе Amnesty International и ряд правозащитных организаций страны приняли совместное заявление, в котором обвинили молдавские власти в подрыве права на свободу выражения мнений. Речь идет о приостановке лицензий в общей сложности 11 телеканалов и 3 радиостанций без судебного рассмотрения и чётких правовых оснований. Попытка правящей партии прикрыться интересами национальной безопасности для противостояния российскому влиянию формально не была зачтена общественниками, потребовавшими прекратить порочную практику санкционирования СМИ через внесудебные решения при отсутствии прозрачности и чётко определённых правовых оснований.
Однако критические замечания от международных структур в адрес PAS никого из наблюдателей уже особо не воодушевляют. Мало того, что они носят эпизодический характер, так еще и, по сути, льют воду на мельницу продвигаемого властями месседжа о серьезности российского гибридного влияния, которым якобы и обусловлены все ограничения.
Все это намекает на то, что до момента осенних выборов мы еще не раз станем свидетелями фактов нарушения наших прав и свобод, произвола и беззакония, которые будут преподноситься «как неизбежные издержки» борьбы за нашу безопасность в персональном качестве или в национальном масштабе.