Виктор ЕНИ
Стремление властей изменить советско-российское понимание этого праздника в обществе на гораздо более умеренное восприятие, характерное для стран Евросоюза, будет вызывать все большие споры, отторжение и в конечном итоге открытые конфликты
Последние годы в элитах наблюдается углубляющийся раскол по поводу Дня Победы. В то время как одни стараются сохранить его советское и российское восприятие, другие стремятся трансформировать в нечто среднеевропейское. Все это проецируется на население, которое также разделяется на сторонников и противников праздновать 9 мая по «старому или новому стилю».
В нынешнем году Молдова впервые отмечала одновременно День Победы с Днем Европы, который ранее смещали как по срокам, так и в другую локацию. На этот раз правительство заранее забронировало центральную площадь столицы под «Европейский городок». По всей видимости, таким образом планировалось не дать другим политическим силам растянуть праздник Победы на весь день, а также нейтрализовать блок «Победа», который, как ожидалось, пройдет тест-драйв именно 9 мая. Однако оппозиционные ПСРМ и блок Илана Шора провели свои массовые шествия вполне ординарно. Обошлось без происшествий, хотя попытка мягко сместить День Победы на второстепенные роли и сделать именно День Европы центральным событием могло спровоцировать неприятные эпизоды.
При всей контролируемости ситуации 9 мая по-прежнему остается политически наэлектризованной темой, вынуждая представителей всего молдавского политикума каким-либо образом окрашивать себя в соответствующие цвета. Левые, несмотря на раздоры, все-таки объединились вокруг праздничной даты и прошлись в едином марше, хотя без стычек внутри этого лояльного Москве политического крыла не обошлось. Примечательно, однако, что на Красной площади в Москве в окружении своих сторонников появился лишь Илан Шор. То ли других не позвали, то ли Игорь Додон решил пока не ездить в российскую столицу.
Так или иначе, но шествие на День Победы – это в определенном смысле маркер общественно-политических настроений и мобилизации оппозиционных сил с целью демонстрации потенциала протестного движения в Молдове, которое, условно говоря, может быть задействовано против проевропейского лагеря. Насколько в действительности эта часть общества имеет возможности или готова изменить курс страны, станет понятно уже этой осенью по результатам президентских выборов и референдума.
Предвыборный год, конечно же, оказывает невероятно благотворное воздействие на нынешнее руководство республики, которое в предыдущие годы сделало все, чтобы максимально спровоцировать конфликтные моменты вокруг 9 мая. На этот раз власти существенно смягчились, а Майя Санду вместе с Игорем Гросу и Дорином Речаном дружно пожаловали к ветеранам войны и даже вспомнили о Победе. Все это, разумеется, выглядит в высшей степени лицемерно и притворно. Президент, следуя логике своей избирательной кампании, наверное, должна была организовать две отдельные встречи: с ветеранами, воевавшими за СССР, и теми, кто сражался на стороне Румынии и Германии.
Дабы перебить глубоко укоренившуюся в обществе майскую победоносную традицию, правительство и президентура, помимо широкой концертной программы в сердце Кишинева и окрашивания здания парламента в цвета флага ЕС, решили немного покреативить. На центральном рынке был организован флешмоб с проигрыванием гимна Евросоюза. Но, как говорится, не зашло: уж слишком сильно контрастируют европейские ассоциации с рыночной повседневностью столицы.
Довольно «кринжово», выражаясь языком молодежи, выглядел и марш молодежи «За Европейскую Молдову». В итоге шествие было настолько «жидким» и неубедительным, что вполне можно сделать обратный вывод, будто молодое поколение практически не поддерживает евроинтеграционный курс и испытывает жуткую политическую апатию. В общем, это тот случай, когда лучше не затевать и лишний раз не позориться. А идеологов в PAS, видимо, теперь одолевают гнетущие мысли о том, не проигнорирует ли в принципе осенний референдум юное поколение молдаван.
Оригинальней всего поступил Андрей Спыну, который, чтобы не видеть всех этих широких шествий ко Дню Победы и попыток властей хоть как-то уравновесить их «Европейским городком», встал пораньше и уехал поближе к Европейскому Союзу в Унгены. Глава правительства Дорин Речан тоже нашел подходящий повод, чтобы выехать 9 мая в соседнюю Румынию для участия в «сверхважной» инвестиционной конференции.
Чтобы немного надуть статус Дня Европы в центре Кишинева, Брюссель откомандировал нам целого еврокомиссара Йоханнеса Хана, который пусть ранее и отвечал за расширение и политику добрососедства Евросоюза, но нынче заведует лишь административными делами. Так что его заявления о вступлении Молдовы в ЕС к 2030 году могли в лучшем случаем приободрить достопочтенную молдавскую публику, но не более того. Другое дело глава Делегации ЕС Янис Мажейкс, уже открыто пропагандирующий референдум и душераздирающе поющий со сцены. С другой стороны появление посла в статусе агитатора с явным вовлечением во внутриполитические дела – это скорее плохой знак, раз перед дипломатом ставится подобная во многом унизительная задача.
Если Брюссель и европейские эмиссары делают политику в бархатных перчатках, то Вашингтон закрашивает весь региональный периметр при помощи военной силы. Именно вчера, в день праздника стартовали двусторонние учения «Swift Response-2024» с участием нескольких сотен молдавских и американских военнослужащих. Всю неделю по дорогам республиканского значения будет демонстративно колесить военная техника. Помимо этого запланированы прыжки с парашютами, в которых задействуют два военных борта C-130 Hercules, принадлежащих командованию США в Европе и Африке.
Практически одновременно с этим в одном из итальянских изданий появилась сигнальная статья о возможной реакции Запада и НАТО на дальнейшие потенциальные действия российской армии. В частности, обрисованы две «красные линии», одна из которых связана с возможными провокациями России против стран Балтии и Польши, а также целенаправленным нападением на Молдову.
Если подвести краткий итог, то 9 мая все сильнее становится фактором раздора для политиков, страны и общества. Вероятность того, что этот день в ближайшие годы станет фактором усиления единства в государстве, стремится к нулю. Скорее наоборот – усиливающееся стремление потеснить советско-российское понимание этой даты на умеренное восприятие, характерное для стран Евросоюза, будет вызывать споры, отторжение и в конечном итоге открытые конфликты.
Впрочем, главным маркером того, как обстоят дела вокруг 9 мая, конечно же, станет 80-летний юбилей Победы в следующем году. Вряд ли стоит судить о происходящем в упрощенных категориях, рассуждая насколько это хорошо или плохо. Очевидно одно: нашу страну и общество подвергают серьезным переменам, без которых интеграция в ЕС и западный клуб стран практически невозможна. В этом смысле постсоветская Молдова в своем нынешнем виде обречена стать достоянием истории, а вступать в ЕС должно совершенно другое государство и другие люди, с другим набором ориентиров, ценностей и в том числе взглядов на европейскую историю минувшего столетия.