Кристиан РУССУ
Борьба между спонсорами правящего режима перешла на новый уровень. Жертвами этой борьбы становятся не только функционеры из противоборствующих кланов, но и само государство
Воспользовавшись резонансными скандалами вокруг Комиссии по преветтингу и веттингу, связанными с делом судьи Алексея Паниш и сомнительным прошлым председателя комиссии Германа фон Хебеля, руководитель Антикоррупционной прокуратуры (АП) нанесла нокаутирующий удар по этой структуре.
Амбициозная Вероника Драгалин ни много ни мало обвинила президента Майю Санду и парламентское большинство в продвижении во властные структуры интересов лиц, коррумпированных заклятыми врагами PAS: Шором и Платоном. Жертвой была выбрана член Комиссии, бывшая судья Высшей судебной палаты Татьяна Рэдукану, на которую сделали поклеп в форме письма за подписью Драгалин. Причем направили его не только Майе Санду и Игорю Гросу, которые непосредственно выдвинули судью на должность члена комиссии по оценке, но и всем тем, кто ранее не прошел проверку. Тем самым Драгалин открыла «ящик Пандоры», подтолкнув всех их к оспариванию результатов оценки. Все помнят, как вердикт ВСП годичной давности об отмене решения Комиссии по преветтингу судей ударил по реформе юстиции. Теперь же масштаб «саботажа» будет еще большим.
Глядя на происходящее, многие политики, гражданские активисты, журналисты и обычные граждане сокрушаются, мол «как все гнило в нашей стране». Уважаемые господа, не гнило, а цинично! Это реальная политика современной «европейской» Молдовы, где давно сложилось «государство в государстве». Спонсоры Майи Санду и ее команды не хотят для себя никаких ограничений, демократических преобразований и отчаянно защищают свое монопольное право на владение полученной вотчиной. В случае с семейством Дрэгэлин речь конкретно об органах прокуратуры.
С другой стороны, вросшее в партию власти влиятельное НПО-шное сообщество во главе с Центром правовых ресурсов Молдовы Владислава Грибинчи, получившее в аутсорсинг проведение реформы юстиции, огрызается и сыплет нелицеприятные эпитеты в адрес Вероники Драгалин. Контора Грибинчи обвинила прокурорских в нарушении закона (обнародование деталей уголовного дела) и попытке помешать независимой оценке их неподкупности, а также выступила в защиту своей подопечной, заявив, что Рэдукану «все знают как честного и мужественного человека». Пока еще депутат от партии власти Олеся Стамате отметилась пародией на письмо Драгалин в соцсетях, а сама Татьяна Рэдукану назвала последнюю «бандиткой и идиоткой», правда, все равно вынужденно подав в отставку. Одной фигурой на шахматной доске закулисной борьбы меньше. В парламенте уже готовятся к замене члена комиссии, назначенного по квоте депутатов. Однако важное дело комиссия с участием Рэдукану уже сделала: одобрила серого кардинала Грибинчу в качестве кандидата на должность судьи Высшей судебной палаты. 16 мая члены уже подконтрольного Высшего совета магистратуры утвердили отчет той самой Комиссии по внешней оценке по Грибинче.
То есть, борьба за власть в сфере юстиции между основными кланами продолжается, причем сама правящая партия и президент в этой ситуации выглядят довольно глупо, демонстрируя полное отсутствие своей субъектности в процессе принятия решений. Депутаты от PAS в качестве громоотвода пытаются обелить себя, рассуждая о презумпции невиновности Рэдукану и необоснованности наезда на партию со стороны руководителя Прокуратуры антикоррупции. Им поддакивает председатель Партии перемен Штефан Глигор, говоря о том, что нападение главы АП на Татьяну Рэдукану имеет целью скомпрометировать весь процесс проверки прокуроров.
Сама Майя Санду во всей этой ситуации кажется откровенно растерянной. На главный вопрос о том, намерена ли она исключить оскандалившуюся судью и члена комиссии «преветинг-веттинг» из состава Высшего Совета Безопасности Майя Санду несет нечто невнятное про «отсутствие четких доказательств преступлений», недоумевает по поводу причин многолетнего молчания прокуроров, что якобы ограничивает ее в немедленном увольнении судьи с должности члена ВСБ. Тем временем Дрэгэлин сразу же публично оспорила обвинения Санду, указав, что информация о коррупционных делах Рэдукану к ней попала только сейчас, но давно была в распоряжении Наццентра по борьбе с коррупцией, который находится под контролем другого клана.
Складывается впечатление, что Санду выступает не в качестве президента страны и гаранта конституции, принимающего политические решения в интересах страны, а в роли эксперта в области права. Эту слабость сразу считывают не только политики, но и электорат. Проходящий смотрины кандидат от правого блока «Вместе» Александру Слусарь уже отметился публичным сомнением в том, что Майя Санду имеет моральное право претендовать на новый президентский мандат. Свою открытую поддержку усилиям Вероники Дрэгэлин в борьбе с коррупцией на самом высоком уровне выразила и Европейская социал-демократическая партия (PSDE).
Решительность руководителя Антикоррупционной прокуратуры импонирует многим представителям системы юстиции. Одним из главных ее преимуществ является демонстративная защита всех своих подопечных вне зависимости от их токсичности. Этот подход разительно контрастирует с подходом партии власти, которая все эти годы легко избавлялась от тех функционеров, кто хотел лечь под режим PAS и тем самым обезопасить себя. Именно по этой причине НЦБК фактически перешел под контроль Дрэгэлин.
Все последствия произошедшего для внутриполитического ландшафта страны еще предстоит оценить, однако пока очевидно, что случай Рэдукану для Майи Санду стал своеобразным «троянским конем». Он повлек такой репутационный ущерб имиджу лидера PAS, который не в состоянии были нанести все оппозиционные силы вместе взятые. Что касается Дрэгэлин, то ее амбиции вышли далеко за рамки руководства отдельно взятой структурой. Тот случай, когда инвесторы решают, что перспективнее самим возглавить проект с логотипом «Республика Молдова» для эффективной защиты и приумножения своих вложений нежели наблюдать за некомпетентностью нанятых менеджеров.