Сергей ЧЕБАН
При всех негативных моментах, окружающих приднестровское урегулирование, как будто можно уловить лёгкую нотку желания Кишинёва и Тирасполя добавить предсказуемости в свои отношения и продемонстрировать всем конструктивный настрой
В прошлую пятницу в Бендерах встречались главные переговорщики от Кишинёва и Тирасполя. Такие контакты последние годы не отличаются особой частотой: в прошлый раз Серебрян и Игнатьев напряжённо беседовали еще в январе на фоне вступления в законную силу нового Таможенного кодекса, в соответствии с которым с экономических агентов Приднестровья начали взимать экспортно-импортные пошлины. За прошедшие несколько месяцев в отношениях между двумя берегами Днестра не произошло ничего принципиально нового. Однако, несмотря на это, пожалуй, впервые за долгое время проявились скромные надежды на то, что переговорный процесс всё-таки немного сдвинется с мертвой точки.
В ОБСЕ, которая традиционно предоставляет площадку для диалога, постарались сконцентрироваться на позитиве, назвав очередные переговоры политических представителей «очень конструктивными». Глава миссии в Молдове Келли Кейдерлинг поблагодарила стороны за поддержание постоянных контактов и поиск развязок по насущным проблемам. В организации справедливо считают, что в трудные для всего региона времена важно иметь как можно больше общения – как официального, так и неофициального.
Говоря об общей атмосфере молдо-приднестровских отношений последние недели, нельзя не обратить внимания на ряд важных индикаторов. Так, Кишинёв заявил, что позволит приднестровскому региону получать российский газ после истечения срока действия транзитного соглашения между Украиной и Россией в конце 2024 года. По словам профильного министра Виктора Парликова, вместе с Киевом будут искать способ обеспечить стабильность на левом берегу Днестра и исключить возможные препятствия для поставок туда российского газа. Скорее всего, этот сигнал намекает и на подготовку Кишинёва и Тирасполя к переговорам о новом энергетическом контракте, ведь текущий истекает в конце года.
Также правительство на прошлой неделе утвердило ежегодную программу действий по реинтеграции страны с бюджетом в 15 млн. леев. Из этой суммы 13 млн. предполагается потратить на реализацию 26 различных проектов развития в населенных пунктах в зоне безопасности (ремонт соцучреждений, термоизоляция школ, создание спортивных площадок и пр.). Еще 2 млн. выделят районному совету Дубэсарь для частичной компенсации расходов, понесенных владельцами сельскохозяйственных земель за трассой Рыбница-Тирасполь из-за взимаемой Тирасполем платы при проезде через местные КПП.
С приднестровской же стороны последовал «жест доброй воли» в виде помилования лидером приднестровской администрации одного из нескольких заключённых, который находился под политическим взором властей последние несколько лет. Речь идёт о гражданине Молдовы Викторе Плешканове, который с 10 июня 2022 года находился в заключении в одном из пенитенциарных учреждений левобережья за «экстремизм».
Если говорить конкретно о содержании бендерской встречи, то вице-премьер по реинтеграции главным образом ставил вопрос о необходимости отмены незаконных сборов, а также ограничений передвижения, которые затрудняют проведение сельскохозяйственных работ, сбор урожая, хранение и транспортировку сельхозпродукции фермерами в районе Дубэсарь. Поднималась тема восьми школ с преподаванием на румынском языке в приднестровском регионе, для которых призвали вернуть или предоставить здания, пригодные для учебного процесса, снизить тарифы на коммунальные услуги до уровня 2023 года и отказаться от практики направления их ученикам повесток для постановки на воинский учёт в Приднестровье.
Для представителей Тирасполя, судя по официальным пресс-релизам, наиболее важно сейчас решить вопросы импорта лекарств и медоборудования. По последней проблеме, как оказалось, стороны практически нашли необходимое технические решение, и поставка, как заявил Серебрян, должна состояться в течение десяти дней. Помимо этого привычный набор проблем левого берега сконцентрирован в области экономики, особенно после решения Кишинёва взимать таможенные платежи. Никуда не делся из повестки и набивший оскомину закон о сепаратизме, а также возобновление работы пунктов регистрации автомобилей в Тирасполе и Рыбнице.
Примечательно, что на этот раз Тирасполь помимо апеллирования к своим традиционным в этом году темам неожиданно предложил подписать всем некую декларацию о приверженности участников переговорного процесса мирным методам урегулирования конфликта. В какой-то степени подобного рода документ ни к чему не обязывает, но между тем хорошо рифмуется как с заявлениями политиков по обоим берегам Днестра, так и высказываниями международных участников, официально поддерживающих сохранение стабильности в регионе.
Каких-либо резких реакций и заявлений Кишинёва замечено не было, более того, в общении с прессой вице-премьер Олег Серебрян даже опроверг свои ранее сказанные слова по поводу отказа переговоров с Тирасполем, списав их на вольную интерпретацию СМИ. Таким образом, сложилось впечатление, что такая общая и публично выраженная лояльность всех мирному диалогу все-таки может дать соответствующие «всходы» в виде активной работы в переговорном процессе.
К тому же на встрече вскрылись иные любопытные подробности международных дипломатических усилий для оживления приднестровского урегулирования. В частности, Тирасполь обратился к ОБСЕ и Кишинёву с предложением провести экспертное мероприятие в рамках мер укрепления доверия. Серебрян же приоткрыл завесу дипломатической тайны, рассказав, что действующий председатель ОБСЕ Ян Борч ранее проявил готовность организовать новую встречу переговорщиков на Мальте.
Несмотря на лёгкий порыв потепления, нельзя говорить, что в приднестровском урегулировании наметилась совсем уж благостная картина. Давние раздражители никуда не исчезли, удерживая конфликт в привычно высоком температурном режиме. В мае в интервью журналистам премьер-министр Дорин Речан подчеркнул, что Кишинев продолжает настаивать на выводе российских войск из приднестровского региона и будет требовать от Москвы выполнения своих обязательств. То ли в ответ на это, то ли на регулярные учения с военными США, но 16 мая командование РФ в Приднестровье уведомило, что российский контингент совместных миротворческих сил с 17 мая по 17 июня проведёт манёвры по проверке передвижения и возможностей бронетехники, размещённой на миротворческих постах в зоне безопасности.
В ту же копилку идут недавние комментарии Майи Санду о том, что она воздерживается от визитов на левый берег, поскольку такого рода поездки, по её мнению, могут стать дестабилизирующим фактором в условиях конфликта в Украине. Похоже, что до завершения горячей фазы войны глава государства не планирует каких-либо прямых контактов с приднестровской администрацией.
Тем не менее, при всех негативных моментах как будто можно уловить лёгкую нотку желания Кишинёва и Тирасполя добавить предсказуемости в свои отношения и продемонстрировать определённый конструктивный настрой вместе с сохраняющимся потенциалом для нахождения компромиссных решений. Скорее всего, политики на обоих берегах Днестра осознают, что возобновление переговоров не за горами, и к этому моменту было бы неплохо найти взаимоприемлемую модель диалога с устраивающим все стороны содержанием.