Кристиан РУССУ
Наш аналог румынского «пакта Снагов» не стал выражением национального консенсуса, но решил важные электоральные задачи его основных подписантов
26 мая в Национальном историческом музее в торжественной обстановке таки «родился» пакт «За Европу». Сей момент до этого уже несколько раз откладывался из-за отсутствия определённости по поводу круга основных участников и затянувшегося согласования текста документа.
Взявшие на себя роль «реализаторов» идеи Иона Чебана о подписании политическими партиями молдавского аналога «Пакта Снагова» на своем пути столкнулись с целым рядом серьезных препятствий. Сложно сказать, была ли задумка с пактом результатом мозговой деятельности четверки правых партий, объединившихся в избирательный блок «Вместе», либо ее им внедрили закулисные консультанты. Как бы там ни было, основная проблема была в токсичности всего с ней связанного. Год назад эту инициативу мэра Кишинева встретили прохладно и с критикой. Левые тогда обвинили лидера партии MAN в предательстве общих ценностей, тогда как правые разглядели попытку «кремлевского наймита» мимикрировать под новые геополитические реалии, чтобы выжить и продолжать дискредитацию европейского вектора.
Действующие власти, правые политики, лидеры мнений и всякого рода политические комментаторы называли тогда предложение Чебана несвоевременным, неуместным и вообще вредным. Их основной и неоспоримый аргумент был в том, что декларация, подобная Снаговскому пакту, в молдавских реалиях стала бы политической фальшивкой. Что недалеко от истины – ведь очевидно, что никакого политического, а тем более национального консенсуса по внешнеполитическому курсу страны в обществе нет. О межэтническом и межрелигиозном согласии тоже говорить не приходится. В Румынии под Пактом Снагова удалось объединить даже венгров из неспокойной Трансильвании. У нас же спровоцировали на бунт доселе спокойную Гагаузию. И вообще за два года PASовские власти лишь усугубили внутренний раскол. Какой уж тут консенсус?
Однако год прошел, и политическая целесообразность вкупе с электоральной нуждой взяли вверх. Правые из Платформы DA, Лиги городов и коммун (LOC), Партии перемен и Коалиции за единство и благосостояние (CUB) дружно взялись за активную терапию по политической детоксикации идеи Иона Чебана. На фоне PR-акций правящей партии (референдум о евроинтеграции в один день с президентскими выборами, принятия парламентом декларации в поддержку европейского курса) еще одно проявление приверженности западному вектору в теории смотрелось куда органичнее, нежели год назад. Если бы не «одно но».
Как я уже писал, новоиспеченный электоральный блок «Вместе» или его консультанты не рассматривали свою идею как личный проект. Он должен был создать основу для сотрудничества правой оппозиции и действующей власти с прицелом на очередные парламентские выборы, когда оно будет крайне востребовано для PAS с учетом ее пикирующего рейтинга. В обмен подконтрольная власти партия Штефана Глигора, бывшие союзники из Платформы DA и новички в лице Лиги городов и коммун и CUB были готовы подписаться в поддержку кандидатуры Майи Санду на осенних выборах. Стройная комбинация не сложилась из-за политической близорукости и самомнения лидеров правящей партии.
В итоге получилось то, что получилось. Не дождавшись опеки со стороны властей, «правая четверка» оказалась перед дилеммой: свернуть проект, либо подписать со всеми желающими, в том числе со своими бывшими оппонентами: партиями Иона Чебана и Кику. Без них мероприятие попросту бы теряло смысл, будучи нерепрезентативным. Выбрали второй вариант, поэтому и затянули с согласованием текста пакта. Оттуда пришлось вычищать неприемлемые для новых участников проекта формулировки, к примеру, выражение стремления к евроатлантической интеграции, что, очевидно, выходило за рамки банальной поддержки вступления в ЕС.
В целом мероприятие по всем критериям и оценкам наблюдателей вышло рядовым, нисколько не претендующим на статус исторического. Параллели с румынским пактом Снагова и вовсе приводить неуместно. Многие партии на подписание «важнейшего документа» отправили даже не своих руководителей, а представителей среднего звена. Тем не менее, «Пакт за Европу» у Молдовы теперь есть, и политические последствия для страны это будет иметь.
Среди первых двенадцати подписантов пакта ожидаемо была и партия Иона Чебана. Несмотря на отказ выдвигать кандидатуру на президентские выборы (явно с настойчивой «подсказки» западных партнеров), лидер MAN базовую задачу для себя решил – получил своего рода индульгенцию на продолжение спокойной политической деятельности и легализовался в стане проевропейских партий. Бывший социалист выбрал «синицу в руках», хотя именно в его случае нынешний президентский спринт, очевидно, на порядок перспективнее парламентской эстафеты 2025 года.
В выигрыше от подписания Пакта, безусловно, и четверо авторов инициативы. В документе прямо сказано, что европейская интеграция не может быть монополией какой-либо одной партии, что процесс присоединения предполагает последовательный диалог власти и оппозиции, что все обязаны соблюдать плюрализм мнений, разделение власти в государстве, независимость СМИ, свободу выражения мнений, а еще обеспечить свободные и корректные выборы.
Таким образом, оппозиционные партии получили документ с обязательствами PAS (пусть и подписанный всего лишь невзрачным Артуром Мижей), которым смогут размахивать при малейшем подозрении на злоупотребления со стороны власти, которыми последние, как мы знаем, совсем не гнушаются.
Назвать правящую партию проигравшей стороной тоже сложно, при всей ее нерасторопности. Опять же PAS следует благодарить за это западных кураторов, которые обо всем позаботились. В тексте декларации прописаны политические обязательства всех участников содействовать процессу евроинтеграции. Что по факту подразумевает отказ от жесткой критики действий режима. Есть там и момент про осуждение войны, агрессии и оккупации территорий независимых стран. Его важность для подписантов была подчеркнута личным присутствием послов Румынии и Украины, указавших на отсутствие мирной альтернативы развитию Молдовы, кроме пути европейской интеграции. Словом, пакт оказался обоюдоострым оружием и для власти, и для оппозиции. Не исключено, что за кулисами мероприятия четверку авторов документа убедили и вовсе не ставить своего кандидата на президентскую гонку, а поддержать действующего президента, которому предстоит схлестнуться с противниками европейских ценностей, отраженных в пакте.
Но главным стратегическим заделом для западных кураторов, как бы это не воспринималось обидно для PAS, стало формирование фундамента для дальнейшего сотрудничества правых партий после парламентской кампании. Список рукопожатных политических сил для конструирования власти, которая обеспечит преемственность внешнеполитического курса страны, необходимо формировать уже сегодня. Толку от многих правых партий с рейтингом в районе статистической погрешности в следующем году может не оказаться вовсе, а вот прагматичный партнер в лице перспективного MAN может сыграть для PAS роль спасительного круга.