Виктор ЕНИ
Похоже, что правящий режим, доведший ситуацию в стране до критической и получая ежедневно тонны критики, не нашел ничего лучше, чем нацепить «намордник» на всех неугодных и недовольных
Тут перепись населения вышла на финишную прямую: уже опрошено свыше двух миллионов граждан. Недавно к агитации подключили первых лиц – Майю Санду и Дорина Речана. Сам процесс преподносится как нечто сверхзначимое для людей и страны, хотя для многих смысл мероприятия кристально ясен. На самом деле происходит диагностика демографически тяжелобольного государства и делается это с одной целью: тонко настроить избирательные кампании правящей партии.
Но зачем далеко идти и ждать результатов переписи, когда совсем недавно Национальное бюро статистики привело неутешительные цифры. По ним прекрасно видно, что Молдова стареет и вымирает. В 2023 году количество умерших превысило количество родившихся почти на 10 тысяч человек; катастрофический показатель для такой небольшой страны, как наша. И все это на фоне продолжающегося и даже усиливающегося оттока населения.
Порой наши чиновники кичатся статистикой, выдавая их за результат своей «эффективной» работы, хотя в реальности за этими цифрами скрывается драматическая картина. К примеру, нам рапортуют, что в Молдове один из самых низких уровней безработицы в Европе. Хотя все понимают, что никто в нашей стране не становится на учет за пособием по безработице, а оформляет заграничный паспорт, желательно румынский, и уезжает в Европу в поисках лучшей жизни. И речь идет о миграции самых активных людей в возрасте 25-45 лет, которые вывозят или создают семьи за рубежом, и больше не возвращаются на родину для ПМЖ.
Благодаря «успешному» менеджменту наших чиновников страну покидает не только трудоспособное население, но и солидные инвестиционные проекты. Та же японская компания Fujikura, которая долгие годы занималась производством электропроводки для автомобильного сектора, уходит из Молдовы. Завод Coroplast из Каушан, построенный немецким инвестором, тоже прекращает деятельность и переносит производство в Тунис. Получается, как унизительно бы это ни звучало, что уже даже североафриканские страны обогнали нас по уровню инвестпривлекательности.
Зато, спасибо за новость министру обороны Германии Борису Писториусу, к нам приедет очередная партия немецких БТР Piranha, логистический транспорт и индивидуальные системы противовоздушной обороны. Надо полагать, именно таким способом первая экономика ЕС планирует улучшить инвестиционный климат и повысить привлекательность Молдовы для германских инвесторов.
Что в этой ситуации будут делать власти? Бить тревогу и бросать все силы на подъем экономики? Как бы ни так. Куда проще не устранить проблемы, а устранить тех, кто говорит и указывает на проблемы. Поэтому парламентарии от правящей партии начали бороться с «изменниками родины», утвердив во втором и окончательном чтении поправки к Уголовному кодексу. Согласно замыслу авторов, нужно отрегулировать борьбу с так называемой «изменой в мирное время», расширив юридическое определение преступления и сферу его применения (сейчас применяется только в военное время). Итак, вводится дополнительный вид «измены родине», заключающийся в оказании помощи иностранному государству, иностранной организации, неопределенному «неконституционному образованию» или их представителям в осуществлении «враждебной деятельности против государственной безопасности», в том числе «путем проведения дезинформационных кампаний».
И сами поправки, и впечатляющая скорость их принятия вызвали серьезное негодование у политиков и экспертов. «Желтую карточку» молдавским депутатам показала даже известная Amnesty International. Как сказали в организации, новое определение понятия «государственная измена» расплывчато и открыто для злоупотреблений, угрожая праву на свободу выражения мнений. И вообще может использоваться для преследования политического инакомыслия и критических мнений под предлогом противодействия «злонамеренному иностранному влиянию».
Впрочем, встревоженный комментарий молдавского отделения Amnesty International мог быть больше для виду, демонстрируя как бы демократический характер законотворческого процесса в стране и пристальный общественный контроль. В то же время показательно гробовое молчание всех остальных, в том числе и профильных НПО. Видимо, им «рекомендовали» не поднимать излишнюю шумиху, дабы не создавать проблем власти, и дождаться решения Майи Санду. В президентуре, кстати, пока воздерживаются от каких-либо оценок, ссылаясь на то, что у главы государства не было времени ознакомиться с новым законом.
Примерно аналогичный эффект наблюдался в прошлом году, после принятия парламентом поправок в Уголовный кодекс, который прозвали «законом о сепаратизме». Тогда появились наказания за создание незаконной информационной структуры, призывы к сепаратизму, установление и поддержание связи с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями для шпионажа. Но проблемы Приднестровья и Гагаузии мало волнуют широкие массы населения, поэтому длительного резонанса эта тема не имела, и президент подписала закон, не раздумывая.
Однако детализация толкования «измены родине» может затронуть уже отнюдь не только сепаратистов. Депутаты PAS дошли в своих рассуждениях до того, что собираются квалифицировать как «предательство родины» любую дезинформацию, если она наносит ущерб государственной безопасности. Осталось только понять, кто и на основе каких критериев будет добавлять к той или иной информации приставку «дез». Ведь такая свободная трактовка норм и понятий позволит подвести под статью любое альтернативное мнение, не совпадающее с генеральной линией партии.
Представители нынешней правящей группы, как видим, позволяют себе все более экстравагантные и репрессивные выходки, будучи уверенными в безнаказанности и ощущая твердое плечо ключевых западных посольств. Складывается впечатление, что именно оттуда и дана отмашка на применение максимальных санкций к неугодным и инакомыслящим, прежде всего против оппозиционных сил. Не исключаю, что кому-то из «мягких» оппозиционеров просто погрозят пальцем, а вот наиболее буйных и непокорных показательно покарают и в назидание еще и гражданства лишат.
Расширяя репрессивный аппарат, в PAS, увы, не учитывают одного: рано или поздно смена элит произойдет, обновится депутатский корпус и руководство страны, а вот ранее принятые нормы в действующем законодательстве останутся. Отдельным чиновникам, включая министров и вице-премьеров, не стоит забывать, что и им грозят вполне конкретные сроки не только за воровство, но и ту самую пресловутую «измену родине».
Похоже, что правящий режим, который давно уже окуклился в своем странном мирке, не справившись со своими прямыми обязанностями и получая ежедневно тонны критики, понял, что не в силах что-либо изменить. И не нашел ничего лучше, чем использовать «лучшие практики» диктатуры и тоталитаризма. Вероятно, политтехнологи подсказали PAS, что лучшим способом взять ситуацию под контроль будет надеть на общественное мнение «смирительную рубашку». Однако, как говорится в одной старой пословице – «на каждый роток, не накинешь платок», поэтому для Санду и PAS в любом случае все закончится печально.