К первому юбилею побега всесильного олигарха Молдова подходит в состоянии «вновь захваченного государства» – с даже более авторитарным политическим режимом, еще и надежно прикрытым западными партнерами
Семен АЛБУ, RTA:
Завтра для нашей страны будет неофициально знаменательная дата: первый юбилей после бегства Влада Плахотнюка, которое финализировало крах его, казалось бы, незыблемого правления. Некогда всесильный олигарх тогда был вынужден спешно ретироваться из столицы в Украину, чтобы оттуда вылететь в безопасную гавань.
Июнь 2019 года должен был стать переломным моментом в истории страны. Все для этого вроде было: уникальный геополитический консенсус по Молдове, породивший «революцию послов». Не менее уникальный союз правых «проевропейцев» и левых «прогосударственников», паритетно сформировавший новый состав исполнительной власти. Всеобщее народное вдохновение после изгнания одиозного «хозяина Молдовы». Как все хорошо начиналось…
Пятилетка – довольно значительный и красивый срок, за которой можно было многое поменять. И если не привести страну в лучшее состояние, то хотя бы заложить основы для такого рывка. Многие именно на это и надеялись: чтобы слова «евроинтеграция», «сбалансированный внешний курс», «демократические ценности и свободы» перестали быть пустыми лозунгами, а стали настоящими ориентирами и фундаментом политики государства.
Судя по тому, как часто проводят параллели между властью Санду/PAS и Плахотнюком, с преобразованием страны вышло не очень. Через пять лет она вновь оказалась в состоянии «захваченного государства» – и на самом деле, нынешний режим куда беспредельнее, авторитарнее и страшнее, чем тот, что установил бывший лидер Демпартии. Это легко увидеть на фактах.
Прежде всего, Плахотнюк, взяв Молдову в свои руки, обладал отнюдь не столь большой свободой маневра. Ему, так или иначе, приходилось действовать с оглядкой на внешних партнеров. Причем, в отличие от текущего момента, тогда одной лишь геополитической лояльности было мало. Кроме этого, и американцы, и в большей степени ЕС требовали хотя бы формального соблюдения демократических правил приличия. А когда эти правила нарушались, не стеснялись обрушивать на главного демократа поток критики и карающих мер. Вспомним, как после скандальной отмены выборов мэра Кишинева Брюссель заморозил макрофинансовую помощь Молдове. То есть олигарху хотя бы пунктиром рисовали пресловутые «красные линии» и реально наказывали за их пересечение. И в конечном итоге оказали прямое политическое влияние для его изгнания из республики.
Сейчас же ситуация иная. Как видно, Майе Санду и ее партии не оставили никакой вариативности во внешней политике, но снабдили мандатом на любые шаги во внутренней. Я, честно говоря, вообще не вижу, чтобы западные партнеры ставили бы хоть какие-то буйки, за которые «желтым» было бы нельзя заплывать. В результате это выразилось в крупнейших за всю историю страны злоупотреблениях властью, попраниях Конституции и законодательства, основ демократии, прав и свобод граждан. То, что Плахотнюк все же не мог себе позволить, нынешний режим исполняет с удивительным отсутствием хоть какой-то рефлексии: закрытие политических партий, лишение политиков права избираться, отмена результатов выборов.
Более того, гонения на неугодных будут усиливаться, ведь Майя Санду без особых угрызений совести подмахнула закон с новыми поправками в уголовный кодекс. Теми самыми, про государственную измену. Формулировки там настолько широкие и незамутненные, что, без всякого преувеличения, любого критика политики «желтых» можно будет осудить и надолго отправить за решетку.
Параллельно полностью санируется информационное пространство страны. Национальная сетка вещания освобождена от нелояльных телеканалов за якобы связи с Шором-Плахотнюком да и даже просто за неудобные вопросы президенту, как Canal5. Подчищено и интернет-пространство от всяких оппозиционных и российских порталов и СМИ. Власть с помощью нового Министерства правды ака центр «Патриот» всеми силами лезет в ту степь, которую пока еще не может контролировать – сообщества и каналы в соцсетях и мессенджерах, имея полную поддержку партнеров, снабжающих специалистами, деньгами и оборудованием. А рамки допустимого контента тем временем постоянно сужаются. По недавним предложениям Совета по телерадио дезинформацией отныне будут считаться «нападки» на внешний вектор страны, политику и «европейские» реформы PAS.
Как и Плахотнюк, нынешний режим цементирует свою власть путем захвата государственных и общественных институтов. Процесс этот начался почти сразу после победы PAS на досрочных парламентских выборах и ускорился с началом войны в Украине. Конституционный суд, ЦИК, Генеральная прокуратура, Телерадио-Молдова и т.д. – все они были поставлены на службу новому режиму точно так же, как в эпоху «захваченного государства».
Последнее время, как будто в насмешку над населением, PAS вообще начала копировать или возвращать идеи, практики и схемы бывшего кукловода. Из последнего – объявленное Андреем Спыну строительство нового футбольного стадиона, который по злой иронии возведут возле Chișinău Arena Плахотнюка. На это очень важное в условиях обнищания населения и глубокого экономического кризиса мероприятие планируется спустить 85 млн евро. То есть по амбициям Спыну в два раза превзошел олигарха, чей спортивный проект стоил «всего» 44,5 млн евро. А если учесть, что смета строительства футбольного стадиона зачастую имеет тенденцию к увеличению, порой и кратному, то масштаб будущего «распила» бюджетных и донорских денег можно только представить.
Или вот взять возвращение монопольного статуса госпредприятию Metalferos. До 2019 года это была известная кормушка Плахотнюка, которая генерировала ему десятки миллионов евро ежегодно, шедших на оплату услуг прислужников режима. И именно правительство Санду прикрыло этот праздник жизни и даже очень этим гордилось. Но теперь сладкий запах денег поманил и «желтых», которые не брезгуют внаглую возрождать старую коррупционную схему.
Большим спросом пользуются и былые придумки экс-председателя ДПМ. К примеру, программу ипотечного кредитования Prima Casa, которую в PAS ранее критиковали за возможную коррупционную составляющую, недавно даже расширили, причем о перезапуске объявила не кто-нибудь, а сама Майя Санду. Которой, как и ДПМ Плахотнюка, тоже нужно идти на выборы и чем-то привлекать избирателей. Ну а про организацию референдума в один день с голосованием за президента и говорить не нужно – прямая калька с трюка, проделанного перед парламентскими выборами 2019 года. Для этого PAS не погнушалась даже изнасиловать европейские рекомендации в сфере избирательного законодательства, которые предписывают не менять его менее чем за год до выборов. Впрочем, западные партнеры не только не высказали свои «фи», а даже включились в раскрутку референдума. Все еще верите, что им есть дело до демократии в Молдове?
Таких примером синхронизации двух режимов можно привести еще много. Но в 2019-м это было «захваченное государство», а сейчас – «хорошие времена» и «успешная евроинтеграция». Таким образом, к сожалению, за пять лет мы не только не построили лучшую Молдову на осколках плахотнюковской системы, а воспроизвели ее даже в более уродливом, беспринципном и при том менее эффективном виде. Как ни крути, а объективные экономические показатели тех лет и сейчас – это большая разница, и тогда Молдова еще не впала в кредитное рабство с распухающим на глазах госдолгом, как сейчас.
По злой иронии сам Плахотнюк не понес никакого наказания за свои преступления и ныне обитается где-то в районе Северного Кипра, а его ближайшие приспешники и бывшие лидеры Демпартии находятся на свободе, при жирных должностях, или занимаясь политической деятельностью. И даже временами подставляют плечо поддержки правящему режиму, как после местных выборов. Что где-то даже логично – должны же «ученики» хоть как-то отблагодарить «учителей» за такие полезные уроки по захвату государства и вытягиванию из него всех соков.