Сергей ЧЕБАН
Готовится плавная интеграция вооружённых сил Молдовы под командование Румынии. В перспективе можно ожидать и создание общей военной группировки
Недавно Национальная армия оказалась в эпицентре крупного скандала из-за серии публикаций в зарубежных СМИ. В них утверждалось, что бывший глава Генштаба Игорь Горган сотрудничает с российской военной разведкой. Сложно представить, чтобы в любом другом государстве один из высших военных начальников шпионил в пользу другой страны, но в наших реалиях, с учётом слабости госинститутов, возможно всё. Другой вопрос, почему именно сейчас решили опубличить такую информацию? Вполне возможно, что таким образом общество склоняют к мысли, что дела в молдавской армии совсем плохи. А значит надо потуже затянуть пояса и перенаправить ресурсы на поддержку оборонного сектора, либо пойти на решительные меры политического характера.
Несложно заметить, что с начала года Нацармия находится в режиме перманентных военных учений и тренингов. На них проверяются мобилизационные возможности, способы и формы оперативного реагирования, маневрирование имеющимися силами и средствами. Также отрабатывается проведение специальных операций преимущественно десантного характера при участии подразделений США и контингентов стран НАТО.
В период с 17 по 28 июня на нашей территории проходят очередные многонациональные учения «Щит мира 2024». Заявленная цель – оценка уровня подготовки 22-го миротворческого батальона «Голубые каски» к участию в международных миссиях. На этот раз за нашим профильным армейским подразделением наблюдают представители не только своего, но и иностранного командования. В частности, военные специалисты Альянса будут оценивать действия батальона, чтобы принять решение о его соответствии требованиям и стандартам OCC.
Параллельно с этим идёт последовательное укрепление потенциала армии. Так, на прошлой неделе Совет ЕС направил дополнительные 9 миллионов евро из Европейского фонда мира на поддержку наших вооружённых сил и модернизацию системы ПВО Молдовы. Главный смысл в том, чтобы способствовать военно-технической гармонизации нашей страны с европейскими стандартами с прицелом на возможное участие в военных миссиях и операциях Евросоюза. К слову, за последние 2,5 года из этого фонда на военную поддержку Молдовы выделено уже 137 миллионов евро.
Но очевидно, что даже таких сумм недостаточно, чтобы вытянуть молдавскую армию хотя бы на среднеевропейский уровень. В 2023 году наши власти приняли Стратегию национальной безопасности на ближайшие шесть лет, где прописано постепенное увеличение бюджетных ассигнований на национальную оборону до уровня 1% от ВВП. В течение последнего десятилетия лет оборонный сектор финансировался в размере около 0,3% от ВВП. Лишь в прошлом году этот показатель вырос до 0,5%, а в этом – до 0,65%. Однако, учитывая плохое самочувствие экономики страны, сложно представить, что мы сможем самостоятельно дотянуть до 1%, если бюджет даже не в состоянии справиться с социальными обязательствами и проиндексировать те же пенсии на уровень инфляции. Поэтому вариантов не так уж и много: либо это будет внешняя помощь, которая весьма волатильна и не системна, либо надо думать о сокращении иных госрасходов в пользу военных.
Рассчитывать на партнёров в принципе можно, благо прямое вовлечение НАТО, ЕС и США в процесс модернизации и инклюзии Национальной армии свидетельствует о целенаправленной политике. При этом для них важен не столько эффект и результат такой работы, сколько открывающиеся оперативно-тактические возможности с условного молдавского плацдарма. Переход наших вооруженных сил на новые стандарты предусматривает замену вооружений и техники, а это новые контракты и загрузка производственных мощностей того же американского ВПК. Для руководства республики имеет значение строительство военных объектов для усиления потенциала армии и в целом перестройка военной инфраструктуры, невзирая на то, что использовать её могут не только наши военные, но и при необходимости контингенты североатлантического альянса.
На этом фоне особняком встала новость о том, что сегодня правительство планировало одобрить законопроект о ратификации второго Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве в военной сфере между Молдовой и Румынией. Некоторые СМИ уже несколько дней алармируют о том, что документ предусматривает общую подготовку и совместное участие молдавских и румынских военнослужащих в военных миссиях и операциях под эгидой ООН, ОБСЕ, НАТО или ЕС. В итоге по неясным причинам заседание кабмина перенесли на пятницу.
Впрочем, пока проект закона не попал к депутатам, самое время задать несколько принципиальных вопросов нашим власть имущим. С точки зрения действующего законодательства, главнокомандующим является президент. Поэтому непонятно, как наши кадровые военные и соответствующие подразделения, пусть даже состоящие на 100% из солдат с двойным гражданством (молдавское и румынское), будут подчиняться приказам командиров иностранного государства.
В ещё более деликатном положении находится Бухарест, поскольку ему, так или иначе, надо урегулировать статус молдавских военных внутри румынских подразделений. По сути, наши, иностранные для Румынии, вооружённые соединения надо как-то юридически оформлять: то ли переводить их в статус «временно румынских», то ли формировать совместные военизированные структуры. Поэтому, возможно, мы наблюдаем лишь первую фазу куда более серьёзного совместного милитарного проекта.
С другой стороны чему удивляться, если в принципе это вполне соответствует магистральному процессу передачи в ведение Бухареста не только молдавских стратегических объектов, но и ключевых государственных сфер. Стоит напомнить, что три румынских чиновника уже назначены на важные государственные посты. Экс-министр финансов Анка Драгу возглавила Национальный банк, бывший руководитель Национального офиса по борьбе с отмыванием денег Мариус Стайку – аналогичное ведомство в Молдове, а дипломат Космин Динеску – Гражданскую миссию партнёрства ЕС.
Как уже неоднократно говорилось, Кишинёву и Бухаресту в современных геополитических обстоятельствах очень важно иметь механизм слаженных действий при необходимости проведения каких-либо военных операций, особенно на случай радикального изменения ситуации в украинском конфликте. При любом подобном неблагоприятном сценарии предстоит задействовать такие силы и средства, которые позволят создать надёжный заслон для российских войск.
В какой именно форме это будет реализовано конкретно, сказать пока сложно. Однако, как видим, примерная модель уже понемногу прорисовывается, и мы наблюдаем плавную интеграцию вооружённых сил Молдовы в единую систему военного управления Румынией. Надо понимать, что в условиях отсутствия ресурсов для резкого наращивания потенциала молдавских вооружённых сил и сохраняющихся внешних военных угроз, создание общей военной группировки и постепенный трансфер наших армейских подразделений под военное командование опытных румынских офицеров – неизбежный и абсолютно естественный процесс.