Лидеры ЕС согласовали главные должности в блоке. Этот выбор можно рассматривать как признание центристских партий, которые удержали свои позиции на выборах и опровергли зловещие прогнозы о всплеске ультраправых сил.
27 лидеров Европейского союза договорились о политическом руководстве блока на ближайшие пять лет: Урсула фон дер Ляйен станет председателем Европейской комиссии, Антониу Кошта - председателем Европейского совета, а Кайя Каллас - верховным представителем по иностранным делам и политике безопасности.
В четверг лидеры также утвердили Стратегическую повестку дня - амбициозный документ, который должен стать руководством для дальнейшей работы трех назначенцев.
Кандидатуры фон дер Ляйен и Каллас еще не окончательны и требуют утверждения в Европарламенте. Кошту, бывший премьер-министр Португалии, напротив, автоматически избран своими бывшими коллегами. Он вступит в должность позднее.
Партийные переговорщики предварительно согласовали трехстороннюю сделку во время телефонного разговора во вторник и представили свое предложение в четверг вечером. После обсуждения всеми главами государств и правительств соглашение получило официальное одобрение.
Переговоры между центристскими партиями возмутили тех, кто остался в стороне, в частности премьер-министра Италии Джорджу Мелони, которая обрушилась с критикой на "сюрреалистический" способ, с помощью которого был состав высшего руководства. Мелони, управляющий третьей по величине экономикой блока, призвал к большей вовлеченности и более глубокому обсуждению.
Виктор Орбан из Венгрии был более язвителен, назвав сделку "позорной".
Их публичное недовольство контрастировало с очевидным хладнокровием других высокопоставленных лиц, таких как Олаф Шольц из Германии и Эммануэль Макрон из Франции, которые были намерены завершить процесс быстро и без лишних сложностей.
Дипломаты в Брюсселе опасались, что из-за нестабильной геополитической обстановки, окружающей блок, образ лидеров, часами торгующихся о высокооплачиваемых должностях, покажется неактуальным.
Эти опасения в сочетании с отсутствием убедительных альтернатив облегчили переговоры и помогли объединить позиции вокруг трех кандидатов.
Euronews