В отношениях с восточным соседом есть еще одна тема, которую власти предпочли бы не обсуждать
Владимир РОТАРЬ, RTA:
В отношениях Молдовы и Украины, невзирая на внешнее благополучие, остается много неудобных моментов. Вчера коллега уже
писал о разном видении процесса евроинтеграции, а также скрытом желании Кишинева «отвязать» себя от Киева. Еще ранее мы
говорили о проблемах экологии Днестра, где есть большие противоречия в текущих интересах двух государств.
Есть еще одна спорная тема, имеющая потенциал осложнить диалог с Украиной. Речь идет о ситуации с т.н. «уклонистами», которую недавно подсветил завершающий свой мандат посол Марко Шевченко. Как известно, после начала российского вторжения большинство украинских мужчин потеряло право выезда за пределы страны. Это очевидным образом привело к расцвету коррупционных схем, к примеру, по получению документов о непригодности к военной службе или внесению в специальную систему «Шлях». Тем не менее, со временем украинские власти более-менее прикрыли эти лазейки, в том числе устраивая показательные задержания и/или отставки – так, одномоментно были сняты с должности все военкомы на фоне повальной коррупции в ТЦК (территориальных центрах комплектования).
В этом же году после ужесточения закона о мобилизации покинуть Украину стало гораздо сложнее. Даже наличие всех разрешительных документов не гарантирует украинцу призывного возраста возможность выехать за рубеж. Для тех же, кто в принципе не имеет права отсрочки или влиятельных знакомых, единственным доступным вариантом является переход границы вне установленных пунктов пропуска. Некоторые осуществляют это самостоятельно, но в виду сложности такого похода большинство пользуется услугами специальных «проводников» за достаточно крупную сумму – от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.
Несмотря на риски – зачастую под личиной «посредников» скрываются украинские силовики – тысячам мужчин еженедельно удается сбежать из Украины таким образом. Одними из самых популярных направлений для побега остаются Румыния и Молдова. Это подтверждается данными Пограничной полиции, которая зафиксировала в этом году рост нелегальной миграции на впечатляющие 154%.
Проводя работы по повышению непроницаемости границ, Киев параллельно ведет диалог со странами, где в большинстве своем оседают украинцы, с целью их возвращения домой. Дело не только в мобилизации – соседняя страна в целом испытывает недостаток людей и на фронте, и в экономике, которая страдает из-за острейшей нехватки рабочей силы. Попытки перепрофилировать женщин в считавшиеся традиционно мужскими профессии пока не приносят больших плодов, а украинский бизнес и промышленность на фоне энергетических проблем и становящегося хроническим дефицита кадров чувствуют себя хуже с каждым днем.
Поэтому Киев все настойчивее добивается от партнеров принятия решительных мер в отношении украинских граждан за рубежом. Это касается снижения или отмены установленных мер поддержки и в целом создания условий, которые вынудили бы беженцев вернуться на родину. Еще раньше мы предполагали, что с таким же запросом соседнее государство обратится и в адрес Кишинева. Теперь же посол Шевченко подтвердил, что предметный диалог на эту тему идет, хотя упомянул только непосредственно вопрос выдачи уклонистов, которые нелегально пересекают границу.
Могу предположить, что на самом деле переговоры касаются и в целом всех украинских беженцев в Молдове. По официальной статистике всего в нашу республику с начала войны въехало 1,4 миллиона украинцев. Такой огромный поток стал большим вызовом и для политиков, и для общества, но с ним смогли справиться. При этом беженцы – это не только проблемы, но и возможности. Для находящейся в фазе быстрой депопуляции Молдовы 125 тысяч человек, в том числе почти 24 тысячи мужчин, оставшихся на нашей территории, – это большое подспорье, особенно на фоне при 200 тысячах покинувших страну за этот же период молдаван. Да, прямо сейчас они не слишком быстро встраиваются в экономику, но в стратегической перспективе это большой актив. К тому же даже на сегодняшний день более двух тысяч украинцев уже успели получить молдавское гражданство, более 1200 – трудоустроиться в Молдове.
Скорее всего, пакет требований Украины включает организацию выдачи тех уклонистов, которые сейчас находятся в РМ, налаживание процесса быстрой передачи «ухилянтов» прямо на границе путем координации профильных служб двух государств, а также создание условий для возвращения основной массы украинских беженцев домой.
Но для наших властей эти вопросы, как и вся ситуация в целом, представляет известные неудобства по целому ряду причин. С одной стороны есть политический момент, заключающийся в необходимости всяческой поддержки воюющей Украины. Этому курсу мы четко следуем с 2022 года, что оставляет мало пространства для маневра. С другой стороны, существуют объективные интересы Молдовы, которые заключаются в том, чтобы максимально интегрировать и закрепить тех украинцев, которые осели на нашей территории. Также можно предположить, что выдача людей «на войну» будет плохо воспринята общественностью – вспомним дело турецких учителей.
Есть и менее возвышенные нюансы. Схемы нелегальной миграции украинских уклонистов включают в себя не только военных на блокпостах и пограничников, но и молдавских должностных лиц. По свидетельствам тех, кто воспользовался этим путем, они «встречают» людей на границе и помогают им с дальнейшими действиями по оформлению необходимых документов для того, чтобы остаться в Молдове или для дальнейшего транзита в другие страны. Естественно, на возмездной основе.
Не хочу делать голословных обвинений, но логично предположить, что такие схемы курируются не сотрудниками на местах, а крупными чиновниками и имеют покровительство на самом верху. Тем более что Пограничная полиция имеет не самое незапятнанное резюме по части коррупции. Понятно, что просто так от такого стабильного источника доходов никто у нас отказываться не собирается.
Кроме того, Киев ужесточает действия по тем схемам нелегального траффика, которые не имеют политического прикрытия и являются бизнесом для отдельных лиц. В этом году они уже дважды приводили к трагическим инцидентам на молдавской территории. Первый такой случай относится к январю, когда на приднестровском участке границы произошла перестрелка, в результате которой был бит один и ранен другой житель Приднестровья. По словам посла Марка Шевченко, они были вовлечены в организацию незаконного перемещения украинцев. Помимо этого недавно в Окницком районе в 250 метрах от украинской границы был найден мертвый гражданин Украины, как сообщалось, с пулевыми ранениями. Можно предположить, что он был застрелен украинскими пограничниками, тем более число таких прецедентов растет, намекая на установки сверху.
Подобные инциденты с убийством людей в Молдове крайне обременительны политически, поскольку властям приходится закрывать на них глаза, чтобы не портить отношения двух стран. Поэтому первый описанный мною случай профильные ведомства предпочли проигнорировать, а во втором лишь спустя неделю было сообщено, что признаков насильственной смерти не обнаружено, а данное лицо прибыло незаконно. То есть, тему откровенно замяли, видимо, обсудив по закрытым каналам. И такие моменты не укрываются от внимания общественности, сказываясь на имидже власти.
Сложно сказать, какие решения будут приняты по итогам запросов Киева, но то, что ответ на них давать придется, можно не сомневаться. Напомню, что уже скоро в Молдове появится новый украинский посол – экс-секретарь СНБО Алексей Данилов, который будет куда как менее дипломатичен и гораздо более настойчив и активен, в том числе медийно. В случае если наше руководство не будет спешить пойти навстречу по вопросам беженцев и уклонистов, Данилов, скорее всего, предпримет все для того, чтобы сделать их как можно более токсичными, организуя публичное давление на Кишинев. Достаточно интересно посмотреть, как власти будут справляться с этой ситуацией.