Кристиан РУССУ
Румынская энергетическая экспансия через Прут будет продолжаться даже в ущерб экономическим интересам Молдовы
Неделю назад СМИ растиражировали заявления премьер-министра Румынии Марчела Чолаку о желании приобрести молдавского поставщика электроэнергии RED Nord, обеспечивающего снабжение северных районов Молдовы. Мотив как будто бы даже отдавал благородством – якобы у соседей избыток производства, и нашим потребителям подобные перемены сулят снижение цен. Очевидно, что эти слова могли найти отклик у аудитории, поскольку традиционно тарифы для северных районов немного выше, чем в центре и на юге республики.
Планы Бухареста пришлось разъяснять уже нашему министру энергетики Виктору Парликову, подтвердившему намерение продать RED Nord и FEE Nord. Чиновник считает, что частные операторы смогут эффективнее распоряжаться активами, а сама продажа устранит существующие в этих госпредприятиях коррупционные схемы.
Нетрудно понять, что вбросы про плохое государственное управление и схемы нужны лишь для отвода глаз. Иначе власти не воскрешали бы монстров-монополистов времен правления Воронина вроде Металфероса. На самом деле передача национальных активов в энергетике – часть согласованных планов между Кишиневом и Бухарестом. Это подтверждает и сам Парликов, говоря о неизбежном объединении нашей страны с энергетическим рынком Евросоюза к 2029 году. При этом высоковольтная линия Бельцы-Сучава будет строиться не для абстрактной интеграции в ЕС или снижения тарифов для потребителей на севере, а исключительно под захват румынскими компаниями всей магистральной инфраструктуры Молдовы.
Я уже не раз писал, что стратегическая цель Бухареста – получение контроля над межгосударственной линией электропередач Бельцы-Новоднестровск. Именно она рассматривается как источник балансировочной электроэнергии для северо-восточной части Румынии и важное звено в цепи единого румынского энергокольца. После выхода из строя Буштынской ТЭС в Украине и снижения потенциала энергообмена на румынско-украинской границе важность этой задачи только возросла. Как раз о достижении баланса говорил Чолаку, рассуждая о цели экспансии в Молдову. В этом плане полмиллиона молдавских потребителей будут помогать осваивать избытки дорогой солнечной и ветряной генерации, вырабатываемой в определенные временные промежутки в румынской энергосистеме. Наши власти в таком случае утратят любой контроль за распределительными сетями и через регулятор будут вынуждены постепенно поднимать тарифы на электроэнергию до среднеевропейских.
Амбиции румынских политиков и коммерсантов не ограничиваются только севером Молдовы. Вокруг столичного поставщика тепла Термоэлектрики тоже происходят интересные события, свидетельствующие о предпродажной подготовке объекта. К примеру, введен запрет на установку индивидуальных систем отопления в строящихся многоэтажных домах, что приведет к расширению клиентской базы предприятия. Ранее с Термоэлектрики сняли груз исторических долгов за газ перед Молдовагазом, переведя их на баланс Энергокома.
На форуме в Бухаресте, организованном на этой неделе по случаю заседания в рамках Партнерства по трансатлантическому сотрудничеству в области энергетики и климата, Чолаку вновь заявил о важности поддержки Молдовы перед лицом угроз ввиду конфликта в Украине. Однако на этот раз заявления румынского премьера звучали уже на менее оптимистичном фоне, ведь недельная жара ввергла энергетический комплекс Румынии в самый острый за последние годы кризис.
У соседней страны с удовлетворением собственных потребностей в электроэнергии в этом году не заладилось с самого начала. 1 января по требованию Еврокомиссии был остановлен последний из работающих блоков угольной электространции в Ишалнице, построенной в 60-е годы. И хотя Марчел Чолаку еще полтора года назад в пылу политической борьбы заверял, что никогда не допустит остановки этой ТЭС и «ее превращения в груду металлолома», именно при нем она была законсервирована. Тогда из румынской генерации сразу выпало около 300 МВт мощности. Дефицит в энергосистеме страны стал постоянно наблюдаться с апреля из-за гидрологической засухи: в этом году водохранилища страны оказались заполнены лишь на 80%
Потом пришлось вывести из работы часть электрогенерации в Чернаводэ. Июльская жара привела к росту потребления электроэнергии на треть, превысив 8000 МВт, после чего энергетическая системы Румынии начала давать сбои. Пошли аварии в сетях снабжения и отключения в некоторых районах. Румынские чиновники заверяли, что никакого блэкаута в стране не будет, но призывали население экономить, к примеру, включать стиральные машины только ночью. Тем не менее, даже импорт из соседних стран не помогал. Пришлось спешно запускать остановленные угольные электростанции в Ишалнице и Парошень. Тем временем эксперты активно критиковали власти за то, что за всю постреволюционную историю Бухарест не смог добиться никаких существенных результатов в обновлении инфраструктуры производства электроэнергии, но при этом потерял половину ранее имевшихся мощностей. Обещанные новые электростанции на газе так и не появились, а модная «зеленая» энергетика вместо «палочки-выручалочки» стала лишь источником дополнительных хлопот.
19 июля в результате аварии отключился первый блок румынской АЭС в Чернаводэ. После выпадения из сети 700 МВт атомной генерации пришлось резко нарастить объемы импорта с 1300 до 2000 Мвт. Уменьшился он лишь через несколько часов, и то благодаря почти двукратному росту генерации гидроэлектростанций. То есть румынские энергетики повторили украинский опыт, когда, несмотря на дефицит водных ресурсов, сбросили накопленные резервы из водохранилищ для снижения энергетического дефицита.
Замечу, что у нас все эти проблемы почти не почувствовали: были лишь рекомендации ограничить потребление в часы пик из-за четырехкратного (!) роста стоимости той электроэнергии, которая закупается на румынской бирже. Хорошо, что сейчас этот объем очень небольшой – всего 8% от всех запланированных поставок на июль. Поэтому молдавских потребителей никто не отключал, что еще раз продемонстрировало устойчивость национальной энергетической системы, построенной в советские времена. Да, Молдэлектрике пришлось на девять дней прекратить коммерческие обмены с Украиной из-за возросшего внутреннего потребления, которое не позволило удовлетворять еще и украинские запросы. Однако обвинить наших энергетиков в игнорировании потребностей соседей язык не повернется. За последние месяцы Молдова не раз была в числе основных поставщиков аварийной помощи Украине, а также исправно обеспечивала транзит через свою территорию с Новоднестровской ГАЭС и со стороны Румынии в Одесскую область.
Каковы бы были последствия для Молдовы при большей доле Румынии в нашем энергобалансе, страшно себе представить. К 15 июля электроэнергия на румынской бирже оказалась самой дорогой во всем Евросоюзе: в 4 раза дороже, чем во Франции и в 10 раз – чем в Финляндии. Действовала бы сейчас схема Андрея Спыну образца осени 2022 года, когда все правобережье покрывалось поставками румынских компаний, можно не сомневаться, что молдавские потребители оказались в числе первых на отключение.
Впрочем, даже этот очередной и наглядный пример рисков и угроз, проистекающих от потери энергетического суверенитета в пользу Румынии, вряд ли изменит позицию и планы правящего режима.