Кристиан РУССУ
Раскол внутри блока правой оппозиции «Вместе» – удар по всему проевропейскому электорату и политическим силам на этом фланге
Динамичные процессы последних недель на левоцентристском фланге, сопровождаемые вхождением в избирательную гонку целого ряда деятелей, требовали ответных действий от сформированного правой оппозицией блока «Вместе». Прежде всего, речь о собственном кандидате на президентских выборах. В конце концов, пиар-эффект от инициативы правых – «Пакта за Европу» – давно сошел на «нет», а в заявлениях отдельных лидеров блока сквозила явная неудовлетворённость ролью «подтанцовки» правящей партии.
И вот, после затяжного периода неопределенности, правые, казалось бы, утвердили политическую стратегию и 4 августа вступили в президентскую гонку со своим кандидатом. Однако личность того, на кого пал в итоге выбор четверки правых партий, стала для многих их сторонников и симпатизантов даже бОльшим разочарованием, чем фактически трехмесячная пауза в деятельности молодого, но уже ставшего многострадальным блока «Вместе». Впрочем, с большим скепсисом выдвижение Октавиана Цику восприняли даже те, кто изначально не испытывал никакого восторга от запуска совместного политического проекта платформой DA, движением LOC, а также партиями CUB и Перемен.
Судите сами: еще молодые и вроде как амбициозные политики (экс-депутаты, дипломаты, чиновники) решают, что лучшей перспективой для блока станет объединение вокруг бывшего лидера другой развалившейся партии правого толка. Октавиана Цыку можно назвать экстравагантной личностью, интересным собеседником с устоявшимися взглядами, но с политической точки зрения он – «труп» или «стреляная гильза», кому как удобно. На прошлых президентских выборах Цыку пытался оппонировать Майе Санду, взяв со своей унионисткой программой смешные 2% голосов избирателей, которым во втором туре рекомендовал голосовать за нынешнего президента.
Октавиан Цыку сам себя «списал в архив», еще в начале года заявив, что повторять снова такой акробатический трюк просто глупо, а клеймить собой перспективное объединение правых оппозиционных сил – еще и преступно. И на фоне этих слов его заход на выборы смотрится еще более нелепо.
Можно, конечно, возразить, что перспективы создателей блока «Вместе» итак не были блестящими. Ведь среди них – такие же неудачники, как сам Цыку. Деятельность платформы DA вызывает удручающее впечатление: унизительные просьбы к партии власти поделиться полномочиями, смена лидеров на все менее значимые фигуры, потеря многих активистов и так далее. Участники проекта «Перемены» Штефан Глигор и Серджиу Тофилат не только не отделались от имиджа придворной обслуги PAS, но и активно его подкрепляют.
Что касается Игоря Мутняну, то с раскруткой личного проекта у него не задалось даже при наличии на начальном этапе поддержки европейской группы ALDE/RENEW. Его партия CUB так и не выстрелила, а потом оказалась изолирована от медиаполя, администрируемого властью. Но самая незавидная участь постигла проект LOC, показавший на местных выборах потенциал для роста. Представители Лиги городов и коммун последние месяцы выглядели откровенно растерянными, осознав, в какую трясину обязательств и околовластных интриг они попали. В итоге в ходе процедуры выбора представителя блока для участия в президентской кампании они даже не смогли выдвинуть своего человека. Видимо, не хватило политической зрелости и амбиций, хотя именно выход LOC из блока «Вместе» смотрелся бы перспективнее для электората правой оппозиции, давно почуявшего в создании и работе этого формирования направляющую руку PAS.
Как бы там ни было, получилось то, что получилось. По планам политсоветников власти возглавить избирательный блок на выборах предстояло Штефану Глигору. И он почти выиграл, набрав больше 40% голосов делегатов и оставив далеко позади и Цыку, и Мунтяну. Однако во втором туре члены CUB дружно голосовали за униониста, предложенного платформой DA, чтобы не дать выиграть Глигору. Таким образом, Октавиана Цыку использовали как «троянского коня», мешая PAS создать себе удобного спойлера на выборах, но тем самым одновременно похоронили сам избирательный блок.
То, что из «Împreună» выкатился именно CUB, стало ударом по всему проевропейскому электорату и политическим силам на этом фланге. Население вновь убедилось, что партии, позиционирующие себя локомотивами приближения к Европе, руководствуются сиюминутными интересами, мелочны, склоны к интригам и неспособны к совместной работе. Игорь Мунтяну даже не попал во второй тур голосования за кандидата в президенты, а сутки спустя развалил блок «Вместе». Этот поступок можно назвать одновременно и «политическим туризмом», и побегом с тонущего корабля. Сомнительно, что такой бэкграунд и включение своей фамилии в избирательный бюллетень поможет лидеру CUB произвести впечатление на электорат и претендовать на место в следующем составе парламента.
Немаловажно и то, что падение блока «Вместе» показало неспособность архитекторов из правящей власти администрировать политический процесс в стране, не вызывая еще большего неприятия со стороны населения. Даже рядовым наблюдателям понятно, что правых оппозиционеров сначала заставили объединиться по чужому сценарию в рамках стратегии PAS, потом томили долгим ожиданием принятия решения, а затем не смогли найти место в сформировавшейся системе однопартийного правления. Поэтому дальнейшие рокировки в правительстве, запуск новых провластных партийных проектов под началом Нику Попеску или других незапятнанных функционеров с прицелом на парламентскую кампанию 2025 года будут скептически восприниматься населением, даже если при этом все будет сделано безупречно.
По сути же, нам всем показывают, что альтернатив правящей партии и ее лидера в качестве движущей силы в направлении Европейского союза, как минимум до президентских выборов, нет и быть не может. Из-за этого дискредитировать будут не только левоцентристские силы, но и любые проявления реальной, а не мнимой конкуренции в правом сегменте страны.
Парадоксально, но наиболее болезненный удар со стороны PAS пока нанесен именно по правому флангу, что несколько меняет предвыборные расклады. И это при том, что еще не все потенциальные кандидаты озвучили намерения участвовать в гонке, а политтехнологам власти нужна определенность в математике.
В новой конфигурации, смотря на вывод из избирательной гонки политических проектов, поддерживаемых Иланом Шором, можно смело ставить на то, что подобные методы будут применяться не только к представителям левых сил. Так, что надежды (или опасения) некоторых граждан получить на выборах бюллетень с чересчур длинным списком фамилий могут и не оправдаться.