Сергей ЧЕБАН
Президентская гонка становится всё более непредсказуемой и рискует пройти совсем не по распланированному сценарию штаба действующей главы государства
Наш избиратель пока не сильно почувствовал официальный запуск президентской гонки. Публичные политики и парламентарии решили, как следует, отдохнуть и набраться сил перед осенними баталиями, а большинство кандидатов по инерции держат свои предвыборные кампании «на медленном огне», проявляя минимальную агитационную активность. Поэтому каких-либо резких поворотов или непредвиденных ситуаций до конца лета эксперты уже не ожидают. Даже прошедший в Москве очередной съезд блока «Победа» не стал чем-то незаурядным и не вызвал особого интереса у общественности.
Как и прежде предвыборный штаб Майи Санду, равно как и их коллеги из оппозиции, пытаются преодолеть набор электоральных дилемм, решение которых пока не складывается. Нельзя исключать, что именно в таком виде все и вступят в финальный этап, и судьба президентского кресла определится во втором туре в справедливой борьбе. Однако, судя по беспорядочным метаниям стратегов из окружения главы государства, такая непредсказуемость и неуверенность в итогах голосования выглядит для них крайне пугающе.
Действительно, офис Санду так и не смог обеспечить рост её рейтинга. Чтобы сохранить, по крайней мере, имеющееся, президента тщательно оберегают от любых неблагоприятных факторов. Из-за этого, судя по всему, поставлена точка и в вопросе участия Санду в публичных дебатах: у избирателя так и не получится узнать её взгляды на те или иные злободневные проблемы. А голосовать нам всем предлагается за красочную медийную иллюстрацию, проговаривающую заранее написанные политконсультантами речи.
На противостоящем фланге оппозиционно настроенные электоральные группы были настолько тщательно рассредоточены, что даже у основных фаворитов с неплохими шансами на попадание во второй тур нет чёткой уверенности в своих перспективах. Не исключено, что такой намеренный разброс избирателей – чей-то тактический приём, чтобы ещё больше усложнить задачу окружению Майи Санду. Ведь подготовить даже пять различных стратегий под каждого из потенциальных соперников во втором туре – задача, мягко говоря, не из лёгких.
Чтобы хоть как-то прокачать рейтинги главы государства и поглубже вселить в население убеждённость в безальтернативности выбора Майи Санду, в ближайшие недели и месяцы в Молдову будут активно импортировать европейских лидеров для ярких совместных фото и многообещающих заявлений о новых пакетах помощи. Как говорится, если нет возможности предложить избирателю конкретную обнадёживающую программу реформ, то можно пустить в ход старые проверенные способы с пиар-интеграциями руководителей европейских государств.
Так, через пару дней к нам заедет в гости канцлер ФРГ Олаф Шольц, а на День независимости своим присутствием «побалуют» президенты Эстонии, Латвии и Литвы. Как сообщается, лидеры «прибалтийских тигров» прибудут, чтобы проявить солидарность и поддержку европейскому пути Молдовы. Ну, по крайней мере, наши граждане смогут узнать, кто сейчас возглавляет эти ведущие и влиятельные страны Европейского Союза.
Между тем, чем ближе президентские выборы, тем активнее становятся разговоры о судьбе правящей партии, у которой, будем говорить откровенно, куда меньше шансов повторить результат 2021 года, нежели чем у Майи Санду переизбраться на второй срок. А ведь PAS – это надёжный тыл и «чемодан с инструментами» для Санду. Так что вероятность утраты партией своего нынешнего монопольного положения может поставить главу государства в очень незавидное, «додоновское» положение.
В принципе, по мнению большинства специалистов, подготовка к парламентской кампании 2025 года началась в президентуре загодя, примерно сразу же после прошлогодних местных выборов. И перед нашим взором уже предстала целая палитра политических проектов, таких, к примеру, как «Impreuna/Вместе», «Пакт за Европу» и т.п. Но, по-видимому, как обычно что-то не задалось: политическое производство посыпалось, блоки распадаются, а советники Майи Санду спешно меняют стратегию.
Основной причиной всему, как нам кажется, является сохраняющийся (а возможно даже и усиливающийся) высокий риск проигрыша Санду во втором туре. Собственно говоря, всё это прожектёрство первой половины года отстраивали именно под её победу, но, ближе к середине года почуяся стойкий душок поражения. Оттого и изначальный замысел начал расползаться по швам, и поэтому в недрах власти, продолжая свято верить в победу действующего президента, тем не менее, стали готовиться к возможному неприятному исходу осенних выборов. Чтобы сохранить Майю Санду и группу «успешных менеджеров» в молдавской политике в информационное поле стали вбрасываться нарративы о будто готовящемся запуске новых проевропейских политформирований. Эти проекты должны послужить следующим целям: дистанцированию главы государства от PAS, которая и сама теряет рейтинги, и тянет вниз таковые у Санду; абсорбированию разочаровавшегося проевропейского избирателя; вхождению в парламент и формированию там как можно большего числа прозападных фракций.
Среди новых потенциальных лидеров называется экс-министр иностранных дел Нику Попеску, фронтмен политического движения «Граждане за Европу». Помимо него, циркулирует байка о том, что ещё одну структуру возглавит министр энергетики Виктор Парликов. Несмотря на то, что экспертному сообществу предлагают включиться в активное комментирование этих слухов, нам всё-таки представляется, что такая утечка носит умышленный характер.
Вполне возможно, что красивая легенда про Попеску и Парликова – не более чем отвлекающий манёвр, а реальные альтернативные проекты будут взращиваться и проталкиваться совершенно иными способами и, скорее всего, на центральном сегменте политического спектра. Более того, эти партии должны никак не ассоциироваться с действующим режимом и продвигать сбалансированный внутри/внешнеполитический месседж, всё сильнее востребованный у избирателя.
Напомним, что в конце прошлого и начале нынешнего года основная партстроительная интрига крутилась вокруг возможной интеграции политформирования Иона Чебана с молдавскими и румынскими социал-демократами, которые должны были «как нож в масло» войти в политическую систему Молдовы. В итоге союз так и не сложился, и угроза PAS была нейтрализована. Свою руку тут, скорее всего, приложили не только «чернорабочие» партии власти, но внешние партнёры, имеющие решающее влияние на политиков в Бухаресте.
В целом, совершенно точно можно заметить признаки того, что линейного сценария в нынешних президентских выборах не будет. Не ждут его, судя по всему, и в окружении Санду, поэтому расширяют запас возможных вариантов действий и пакет задач, которые необходимо в спешном порядке решить за оставшееся до голосования время. Работы на самом деле много, но пока подготовка идёт к условному «Плану Б» в случае проигрыша Санду во втором туре. Однако в ближайшие месяцы внутренняя и международная жизнь может оказаться настолько насыщенной и повлечёт за собой такие неожиданные повороты, что готовить придётся и «План В, Д» и т.д.