Сергей ЧЕБАН
Рассматриваем два поствыборных сценария – в случае победы или поражения Майи Санду
Из-за идущих подряд знаменательных дат праздничная атмосфера в Молдове, вероятно, сохранится вплоть до середины следующей недели. После чего период каникул и отпусков, наконец, завершится, и страна вернётся в привычный ритм жизни. В первых числах сентября возобновит работу и парламент, дав старт осенне-зимнему политическому сезону, обещающему быть очень «жарким».
Прямо сейчас эксперты стараются сосредоточиться на прогнозах об исходе президентских выборов: это, скажем так, пока предельная точка детального планирования. Мы же предлагаем заглянуть «за горизонт» и попытаться понять, как могут развиваться события после электоральной осени. Вариативность в данном случае максимально широкая, и всё зависит от угла зрения и полёта фантазии. Но я условно разделю период после выборов на два сценария: «Победа Санду» и «Поражение Санду».
Начнём с возможного переизбрания действующего президента. По всем социологическим замерам такая вероятность по-прежнему высока, хоть положение главного фаворита и остаётся достаточно хрупким. Для избирательного штаба очень важно, чтобы ближайшие полтора месяца не произошло ничего экстраординарного, и Майя Санду смогла удержаться в пределах своего 30-40% рейтинга. Это практически гарантирует ей победу в первом туре и неплохие шансы во втором, особенно при дальнейшей дезинтеграции оппозиционного лагеря. После выборов перед Санду в полный рост встанет задача сохранить за собой реальное руководство государством, а не остаться сугубо символической фигурой. Из чего вытекает второй раунд электоральный борьбы уже за парламент.
При этом победа Санду, так или иначе, укрепит оптимизм внутри правящей партии и придаст её членам больше уверенности перед стартом новой избирательной кампании, которая, к слову, начнётся чуть ли не сразу после объявления победителя президентской гонки. В ходе предстоящей предвыборки PAS, естественно, бросит все силы на то, чтобы получить максимальное число народных избранников из своих рядов – и если не остаться мажоритарной партией, то хотя бы обзавестись самой большой фракцией в парламенте.
Впрочем, есть мнение, что даже персональный успех Майи Санду уже не в состоянии переломить негативный тренд в отношениях населения с сегодняшней правящей партией. Может случить так, что именно к президенту, благодаря её плотной привязке к объективным успехам на внешнеполитическом направлении, у избирателей претензий поменьше, чем к PAS и правительству. Поэтому отстраивать свою дальнейшую политическую стратегию режиму всё равно придётся в условиях растущего недовольства и разочарования.
Самое простое, на что может пойти избирательный штаб партии власти, так это попытаться осуществить себе трансфер «победного эффекта Санду». Это не лишено смысла, поскольку между ними, безусловно, есть прямая взаимозависимость, и поодиночке оба проекта лишены будущего. Вместе с тем далеко не факт, что Санду вообще согласиться стать главным фронтменом PAS на летних выборах 2025 года. Политконсультанты могут подсказать ей, что партия уже изживает себя, из-за чего глава государства займёт нейтрально-выдержанную позицию и поддержит все проевропейские проекты, рассчитывая на продолжение политической карьеры со свежими парламентскими силами.
Но что если Майя Санду проиграет выборы? Вероятность этого сценария тоже высока, и она кратно возрастёт, если большинство оппозиционных сил призовёт граждан голосовать за контркандидата, независимо от того, кто попадёт во второй тур. Ранее мы уже писали, что уход со сцены действующего президента нанесёт, если не смертельный, то очень сильный удар по правящему режиму в Молдове. Многое, конечно, будет зависеть от личности нового лидера республики, его персональных качеств и краткосрочного плана действий. Тут либо он бросит открыто вызов PAS и выстроенной той системе, либо сконцентрируется на обеспечении справедливых условий для проведения парламентских выборов.
В таких условиях возможности PAS получить достойный результат на выборах резко сокращаются. Более того, партия власти тогда почти неизбежно перейдёт в состояние оппозиции, которое, по сути, станет началом конца этого проекта. Начаться всё может с фрагментации её фракции на небольшие группы, особенно если Майя Санду откажется от дальнейшей борьбы и покинет молдавскую политику после болезненного проигрыша.
Так что в случае поражения Санду сохранить статус-кво правящему режиму не удастся, и во второй половине 2025 года в Молдове будет совершенно иная конфигурация власти. В штабе PAS и президента наверняка размышляют над поствыборными стратегиями, отдельные признаки чего мы можем заметить уже сегодня. Я имею в виду плавную подготовку к запуску новых политических проектов, которые могли бы стать союзниками PAS в будущем парламенте или вобрать в себя часть проевропейского электората, которая больше не готова отдавать свой голос нынешней правящей партии.
Скорее всего, и оппозиция будет пытаться развить успех «низложения» Майи Санду, требуя досрочных парламентских выборов и играя на понижение рейтингов PAS. Если в 2020-2021 гг. социалисты разделили участь «мальчиков для битья» с другими политическими силами, то партия «Действие и солидарность» станет основной и, пожалуй, единственной мишенью для всех, кто рассчитывает попасть в будущий парламент.
Правда, учитывая, что вся государственная система находится под плотным контролем PAS, Майи Санду и внешних партнёров, предположу, что так просто никто сдаваться и расставаться с властью не будет. Здесь поможет и поведение разношёрстной оппозиции, которая так и не смогла объединиться вокруг единого кандидата на президентских выборах, а после них и подавно не сможет действовать сообща. На кону парламент, когда никто не захочет подыгрывать потенциальным конкурентам, и каждый будет вести собственную игру.
В таких условиях мы можем увидеть очень нестандартные решения от правящей группы, тем более, если проевропейский референдум будет валидирован, и Майя Санду найдёт в себе силы продолжить борьбу с других позиций. Чтобы отмобилизовать своего избирателя, в том числе и разочаровавшегося, будут активно тиражироваться страхи о замораживании европейского пути и угрозе реставрации политических сил, лояльных Москве. Невзирая на проигрыш Санду и для демонстрации серьёзности своих намерений, PAS вполне может усадить экс-президента на премьерскую должность. Это позволит не только удержаться наплаву до лета 2025 года, но и взять относительно хороший результат на выборах.
Ну а дальше, как распорядится судьба и молдавский избиратель. Как минимум, Майя Санду и большинство людей из её окружения окажутся в новом составе парламента. И либо PAS затем уйдёт в глухую оппозицию, либо, что вероятнее, вступит в коалицию и всё равно сохранит за собой большую часть власти и контроля над государственной системой.