Еще один важнейший стратегический актив Молдовы может оказаться в руках Румынии
Семен АЛБУ, RTA:
Независимая постсоветская Молдова появилось на свет не только с тяжелыми родовыми травмами вроде Приднестровья и Гагаузии, но и с несколькими очевидными слабостями. Одна из них – отсутствие выхода к морю. Это означало, что мы автоматически лишались части потенциала в плане торгово-экономического развития, теряли упрощенный доступ к международным рынкам и деньги за использование транзитных мощностей соседних государств. Неудивительно, что достаточно быстро наши государственные мужи озаботились тем, как все-таки Молдове получить доступ к морским просторам и построить свой порт. И решение нашли – заключив договор с Украиной об обмене территориями, в результате чего мы обзавелись полукилометром береговой линии на Дунае.
Как удалось уговорить украинцев пустить нас к Черному морю и фактически своими руками сделать себе еще одного конкурента в его акватории – пусть и незначительного – одному Богу известно. В любом случае это был успех, доказывающий, что если не только смотреть в рот партнерам и бесконечно трындеть про солидарность и поддержку «несмотря ни на что», то иногда даже можно защищать национальные интересы. Нынешней власти такое, конечно, в диковинку, но вот к таким временам и правителям мы пришли. Но сейчас не об этом.
Итак, выход к морю есть, порт построили, привлекли инвесторов, отдав им его в частное управление. Поначалу все шло хорошо: портовая инфраструктура расширялась, рос объем перевалки грузов. Однако со временем объект все больше становился предметом бесконечных судебных тяжб между владельцами, каких-то мутных сделок. Как вам, к примеру, продажа 80% акций компании-оператора порта за 344 доллара? Или приобретение стопроцентного пакета через оффшорную фирму Европейским банком реконструкции и развития за 1000 евро?
Собственно ЕБРР с 2021 года и до сих пор остается владельцем международного свободного порта в Джурджулештах. Надо сказать, банк с самого начала участвовал в процессах вокруг порта и отмечался порой странным и, на первый взгляд, нелогичным поведением, закрывая глаза то на размытие своей доли во владении, то на невыплату дивидендов. Власти, к слову, на все скандалы и суды смотрели безучастно и не пытались вмешиваться в, как они говорили, «разборки экономических агентов», пока не будут созданы угрозы для работы гавани.
А она меж тем действительно тихо-мирно работала, а уж с началом войны в Украине и морской блокады этой страны вообще начала процветать. Объемы перевалки грузов в сравнении с тем, что было несколько лет, рванули в два раза. С учетом того, что конфликт продолжается, а после него ожидается старт масштабнейших работ по восстановлению разрушенных украинских регионов, ее ожидает светлое будущее. В теории.
На практике же столь лакомый кусок, естественно, привлек внимание инвесторов, которым ЕБРР хочет выгодно сбыть этот актив. И кто бы это мог быть? Разумеется, Румыния. Еще в прошлом году премьер Марчел Чолаку выразил интерес своей страны к покупке Джурджулештского порта и переговорам с ЕБРР на эту тему. Наши власти тут, как вы понимаете, ничего не решают, хотя по условиям концессии имеют возможность подать голос в случае смены собственника. Но кто ж будет возражать против Бухареста среди нынешней правящей элиты? Наоборот, последняя только приветствует и всячески потворствует скупке соседями наших стратегических активов, не сильно задумываясь о последствиях.
А они будут. Напомню, что после того как румынским операторам отошла наша газотранспортная система, тарифы на транспортировку газа выросли сразу в несколько раз, что само собой отразилось на коммунальных платежах. Ну, зато коммерческий собственник поднял неплохие «сливки» на этом. Сейчас обсуждается передача Бухаресту и электросетей. И вот теперь порт.
Вместо того чтобы попытаться вернуть в госсобственность этот важнейший объект, приносящий сейчас некислые прибыли, мы сквозь пальцы смотрим на его отход к стране, которая всегда рассматривала наш дунайский порт как конкурента. Сейчас, в силу возросшего морского трафика его мощности, конечно, придутся весьма кстати для того, чтобы переместить в/из Украины все необходимые грузы. Но когда ажиотаж спадет и объемов грузов снова не будет хватать на всех, как вы думаете, что скорее сделает Бухарест – пожертвует благополучием своего порта в Констанце или нашего?
Молдавские власти, столкнувшись с резкой общественной реакцией на новости о продаже порта румынам, тут же врубили антикриз о том, что мол в Джурджулештах вообще два порта: международный свободный и государственный, и вот мол последний никто сдавать не собирается. Ну что ж, и правда там есть грузопассажирский терминал, управляющийся государством через ООО «Portul Fluvial Ungheni». Судя по отчетам, дела там идут тоже неплохо, но объем переваленных им грузов несопоставим с тем, что идет через порт, принадлежащий ЕБРР.
Да, правительство в лице Андрея Спыну еще в прошлом году объявило о наполеоновских планах по развитию инфраструктуры именно государственного порта, чтобы «экспортировать 800 тысяч тонн зерна». Там планируется построить зернохранилища вместимостью около 80 тысяч тонн, новый причал длиной 150 метров, станции разгрузки железной дороги и грузовых автомобилей, портовый терминал и много чего еще.
Все это планируется сделать к 2028 году. Верится, по правде, с трудом. Уж сколько чиновники, особенно Спыну, нарисовали нам воздушных замков за это время, достаточно вспомнить про аэропорты в Бельцах и Кишиневе, один из которых так и не «взлетит», а второй явно готовят к перепродаже частнику. К тому же, ориентировочная стоимость проекта по модернизации порта – около 34 миллионов долларов, и взять такие деньги планируется где? Правильно, у инвесторов. В руках которых в итоге и окажется объект с течением времени. Ведь государство – «плохой управляющий», это в том же правительстве говорят. И не удивлюсь, если инвесторы для госпорта тоже придут от соседа на западе…
Так что распродажа госактивов идет полным ходом. Теперь вот дошла очередь и до наших морских ворот – некогда символа перспектив и будущего процветания страны. Думаю, что если они в итоге действительно окажутся в румынских руках, то перспектив вернуть их точно не останется. Да и судьба самого порта безоблачной не выглядит. Но высокие чины в Кишиневе, которые государственным мышлением сильно обделены, очевидно, не видят в этом ничего плохого.