Виктор ЕНИ
Глава Делегации ЕС в Молдове неосторожным высказыванием спровоцировал громкий общественно-политический скандал. Впрочем, и без Мажейкса было очевидно, что в случае евроинтеграции вопрос продажи земель сельскохозяйственного назначения будет среди основных – ведь интерес к ним у европейского капитала более чем высокий
Итак, разгорелся очередной скандал, имеющий все признаки того самого «черного лебедя», который прилетает оттуда, откуда его совсем не ждешь. На этот раз главным «ньюсмейкером», скорее всего, неожиданно и для самого себя, оказался глава Делегации ЕС в Кишиневе Янис Мажейкс. Из-за его неосторожного комментария на густо покрытой лаком идее европейской интеграции появилась глубокая трещина.
Отвечая на вопрос о продаже молдавских земель на одном из недавних эфиров, Мажейкс заметил, что в Евросоюзе есть свободное движение капитала, то есть гражданин ЕС может купить все, что ему нужно, в любом государстве-члене. Соответственно этот момент тоже будет обязательно обсуждаться в ходе переговоров о вступлении Молдовы. Он тут же проговорил, что продажа земли иностранцам будет «позитивным фактором» для Молдовы, ведь у нас много заброшенных малолюдных сел, где может активизироваться экономическая деятельность с появлением иностранных собственников.
Казалось бы, ничего такого посол не сказал – это вполне естественный для среднестатистического европейца расклад. Но, увы, для молдавской действительности все выглядит совершенно иначе. Наша страна по европейским меркам очень бедная, и все прекрасно понимают, что, условно говоря, на второй день после присоединения к ЕС она уйдет с молотка. Оставшимся же гражданам придется уехать, так и не дождавшись «экономического подъема». Яркий тому пример – Прибалтика, так что господин Мажейкс как никто другой должен быть в курсе, как это может происходить.
Конечно же, оппозиция и прочие критики власти не упустили возможность подхватить столь «горячую» тему, понеся ее в широкие массы. Надо сказать, земельный скандал возник в самый, что ни на есть, неподходящий для PAS момент. Продолжает расти недовольство молдавских фермеров, которые так и не добились от государства серьезной поддержки, а довольствовались лишь закрытой аудиенцией у Майи Санду. Теперь, получается, есть решение проблемы – можно будет продать землю иностранцам.
Ситуация настолько сильно отрезонировала еще и в момент, когда и Санду, и Речан на выезде. Дошло до курьеза: комментируя ситуацию, последний назвал «ложью» все заявления о продаже земли, то есть назвал лгуном и посла ЕС. Премьер вообще попытался понадувать щеки, сказав, что на переговорах о вступлении мы непременно добьемся соблюдения своих национальных интересов: мол, документы не подписываются вслепую. Включила антикриз и президент, заверив, что евроинтеграция не угрожает нашим землям, и они обязательно останутся в руках сограждан. И вообще частная собственность, право на нее и на владение землей в Европейском Союзе священны, так что никто якобы не придет ничего конфисковать, включая землю, и не сможет вынудить ее продать.
Свежо предание, а верится с трудом. Если бы молчали, наверное, даже убедительнее было бы. Все попытки обставить дело так, что землю выведут за скобки переговоров, разбились буквально через день о серию публикаций действующих правых норм. А они однозначно устанавливают, что после вступления в ЕС коммерциализация сельскохозяйственных угодий также станет частью Общей сельскохозяйственной политики ЕС. Это значит, что на основании существующих там правил земли должны быть доступны для продажи иностранцам.
Единственное, чего можно добиться в процессе переговоров, так это переходного периода. Благо, опыт такой имеется. 7-летение ограничения по обороту земель действовали в Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве и Словакии на момент их включения в ЕС в 2004 году. Позднее они даже частично продлевались на три года. Но Янис Мажейкс категоричен и не поддерживает какие-либо исключения в случае Молдовы, поскольку они якобы плохо сказываются на правовой системе. Тут невольно словишь себя на мысли, что кто-то в Европе уже положил глаз на наши сельхозугодия и не потерпит промедлений и проволочек.
Вся эта история с землей вызывает большое разочарование и глубокую безнадегу. Молдавские должностные лица высшего ранга не ориентируются в европейском законодательстве, путаются в своих высказываниях. А что гораздо хуже, так это дезориентированность специалистов среднего звена, которые вроде как должны готовить это самое руководство к сложнейшим переговорам. Поэтому земельный скандал – это только начало, а ждет нас еще много оригинальных сюжетов, если только по уже традиционной привычке власти не покроют все плотной завесой, дозируя подробности общения с Брюсселем.
При этом очевидно, что слабые и некомпетентные переговорщики, одержимые идеей, невзирая ни на что, стать частью ЕС, согласятся на многое, если не на все. Главное, чтобы все члены Евросоюза подписали с нами договор о присоединении. Но выторговать у нас особо нечего: индустрии нет, трудовые ресурсы практически исчерпаны, полезных ископаемых не сыскать. И вот плодородные земельные наделы – пожалуй, единственное, что еще может вызвать интерес у европейского бизнеса.
Нельзя не учесть и фактор приднестровского конфликта и то, что земельный вопрос до сих пор не решен внутри страны. Во-первых, между Кишиневом и Тирасполем продолжается спор по поводу отдельных участков земель сельскохозяйственного назначения. Может в процессе евроинтеграции его и получится закрыть, но пока он остается открытым. Во-вторых, даже в случае урегулирования приднестровской проблемы потребуется немало времени, чтобы привести земельную ситуацию в Приднестровье хотя бы в некое подобие соответствия с той, что есть на правом берегу Днестра.
В целом же, земельные ресурсы постсоветских стран давно находятся в фокусе внимания транснациональных гигантов. К примеру, они активно лоббировали и по итогу добились либерализации рынка земли Украины. Отмена моратория на ее продажу, обсуждавшаяся почти два десятка лет, вызвала большое неприятие и сопротивление в украинском обществе, подвергалась ожесточенной критике оппозиции. Но в итоге в 2020 году, когда земельная реформа стала жестким условием для получения очередного кредита от МВФ, украинские власти все-таки приняли соответствующий закон.
Подытоживая, вспоминаю цитату известного американского писателя Марка Твена: «Покупайте землю – ведь ее уже больше никто не производит». И было бы большой наивностью верить на слово нашим политикам, якобы готовым стоять грудью за государственные интересы и остатки национального достояния. К сожалению, последние годы мы прекрасно видели обратное: как наши стратегические активы в энергетике, порт в Джурджулештах и другие лакомые куски передаются под контроль румынским соседям и стоящему за ними крупному зарубежному капиталу. Помимо этого, у PAS есть желание изменить статус не приватизируемых государственных объектов. Так что отдадут все, что попросят, главное, чтоб взяли в ЕС. Следовательно, не должно быть никаких иллюзий по поводу того, что, если встанет вопрос продажи земли, его согласуют без особого сопротивления.