Антон ШВЕЦ
Второй тур президентских выборов состоится через полторы недели, однако мысли крупных оппозиционных партий уже заняты подготовкой к парламентской кампании
PAS после первого тура президентских выборов и де-факто неудачного референдума пребывает в прострации. Быстро оправиться от провала 20 октября, несмотря на солидный международный импульс, выразившийся в череде заявлений Запада в поддержку евроинтеграционного курса Молдовы и борьбы с гибридным влиянием Москвы, у действующего режима не получается. Налицо разлад и отсутствие системности в действиях партийного актива на фоне отвратительного националистического скандала, который спровоцировали оскорбительные реплики по поводу этнического происхождения главного конкурента Майи Санду.
Затянувшиеся «дебаты о дебатах» также подтверждают раздрай и не добавляют политических очков президенту, высокомерно игнорировавшей общение с оппонентами перед первым туром. Однако теперь, когда возникли обоснованные сомнения в успехе кампании, она не только спешно вооружилась примирительными речами, но и сама предложила провести дебаты. Александр Стояногло, способный выкатить широчайший перечень претензий в адрес правящего режима и лично Санду, в том числе из пережитого опыта политического преследования, предсказуемо согласился. Однако затем команда главы государства явно начала юлить, устроив скандал вокруг модератора, подговорив провластные телеканалы отказаться от трансляции и т.д. Уж очень боятся, видимо, выхода своей подопечной из зоны комфорта.
По факту, идея с предложением Александру Стояногло поговорить с самого начала была проигрышной для Майи Санду, утратившей в последние годы навык выступать без подготовки в состязательных условиях и отвечать на неудобные вопросы. Её соперник и любой компетентный модератор вроде предложенного бывшего телеведущего Георге Гонца способны организовать Санду такие проблемы, после которых её антирейтинг нащупает новое дно. Советники главы государства не забыли, как и за что режим увольнял с работы супругу Георге Гонца, – после такого рассчитывать на его жалостливость было бы недальновидно. Поэтому в итоге их патрон вообще захотела дебатировать без модераторов – на что Стояногло дал добро.
Так или иначе, PAS полностью погружена в попытки защитить свой самый ценный символический актив, искусственно сделанный «манекеном евроинтеграции», персонально притягивающим западную спонсорскую и политическую поддержку. «Пожарная команда» по избежанию катастрофы посредством политических метаний и фальсификаций тем самым теряет из виду маячащее на горизонте ключевое электоральное событие текущего цикла – предстоящие парламентские выборы. Хотя позиции правящей партии в этом смысле ещё более шаткие – ни о каком единовластном большинстве в новом созыве не может быть и речи. Даже вероятность наилучшего результата среди всех партий и блоков представляется на сегодняшний день низкой.
В свою очередь, конкурирующие политические силы уже вошли в фазу подготовки к парламентской кампании, по максимуму демонстрируя участие в делах страны. Причём решительные стратегии коммунистов, социалистов, партии MAN Иона Чебана и «Нашей партии» Ренато Усатого едва ли можно считать фальстартом. Гипотетическая победа Александра Стояногло во втором туре выборов обернётся его неизбежным противостоянием с утратившим народное доверие парламентским большинством и правительством-банкротом. Это наверняка повлечёт разговоры о досрочных парламентских выборах, т.е. партиям, возможно, не придётся ждать ещё два месяца до официального начала агитации.
В частности, максимально продуманно выступила ПКРМ, взявшая на вооружение две лежащие на поверхности темы. Во-первых, лидер коммунистов Владимир Воронин обвинил персонально Игоря Додона в срыве отрицательного голосования на референдуме, подсчитав, что идея главы ПСРМ с бойкотом стоила около 50 тысяч ответов «нет». Если бы не она, никакие фальсификации и вбросы в последний момент не спасли бы власть от провала:
«Нас опять, уже в который раз, подвёл называющий себя великим политиком Игорь Додон. Он придумал бойкот референдума. Бойкот — это ни туда, ни сюда. Мы предварительно посчитали — он украл более 50 тысяч голосов. Естественно, он сделал это по просьбе Майи Санду. Сначала он сделал её премьером, потом президентом».
Во-вторых, ПКРМ, единственная из партий, заявила о намерении юридически оспорить итоги референдума из-за доказанных вбросов бюллетеней на зарубежных участках. Т.е. коммунисты, противопоставляясь социалистам, стремятся позиционировать себя политической силой, готовой бороться за выбор обманутых граждан и против евроинтеграционной диктатуры парламентского большинства. Если эта стратегия будет продолжена, команда Владимира Воронина может получить определённый кредит доверия от граждан в будущем.
Напротив, Ион Чебан прокомментировал итоги референдума с упором на то, что именно агитация его партии спасла европейский выбор Молдовы. Мэр Кишинёва раскритиковал действующие власти и заявил, что результаты
«выглядели бы иначе, если бы не MAN». Ион Чебан, имеющий преимущественно румынское покровительство, заходит в кампанию, играя против действующего режима, с намерением получить крупнейшее представительство в парламенте и сделать PAS младшим, подчинённым партнёром. В этом смысле голосование «за» особые конституционные полномочия парламентского большинства для MAN стало рациональным выбором.
Между тем Ренато Усатый хитрым образом уже получил доступ к парламентской трибуне, переманив в «Нашу партию» опального депутата Викторию Казаку, выгнанную из PAS из-за обвинений в коррупции против её дочери. Вообще давление на близких своих оппонентов становится фирменным блюдом «пасовской кухни» – даже Владимир Плахотнюк не был настолько беспринципным, чтобы применять такое. Однако нынешний режим не гнушается ничем: сговорчивости Додона там добивались тоже через угрозы не только его личной свободе, но и безопасности членов семьи.
Что касается Ренато Усатого, то набравший 20 октября 213 тысяч голосов политик сегодня активно вовлечён в торги, атакуя то власть, то персонально Игоря Додона, но держа двери открытыми как для Майи Санду, так и для Александра Стояногло. Надо полагать, оба соперника уже вышли на него с предложениями, включающими как минимум пакет из гарантий безопасности и спокойной парламентской кампании для «Нашей партии». Однако Ренато Усатому нужно учитывать не только цену здесь и сейчас, но и точно предсказать победителя во втором туре – неправильная ставка может обернуться последующими репрессиями как внутри страны, так и за рубежом.