От руководства страны мы узнали о планах по приобретению новых средств обнаружения и уничтожения дронов. Почему было решено закупить столь дорогостоящее оборудование – в материале эксперта RTA
Владимир РОТАРЬ, RTA:
Последняя неделя характеризуется резким взвинчиванием ставок в прокси-конфликте в Украине. Возобновлены массированные атаки на энергетическую инфраструктуру в соседней стране. Произошло ужесточение санкционного режима против России, особенно, что касается ограничений на деятельность Газпромбанка, одного из главных «окон в мир» для РФ. И, главное, было дано разрешение на использование западного дальнобойного оружия против целей на признанной российской территории; две подобные атаки уже состоялись. Последнее стало пересечением наиболее четко очерченной «красной линии» Кремля, на что он пока ответил применением новейшей баллистической гиперзвуковой ракеты, которая, как заявил Владимир Путин, не может быть перехвачена ни одним из существующих средств ПВО и ПРО.
Очевидно, что уходящая администрация Джо Байдена готова и дальше играть на повышение, пытаясь максимально затруднить, а в идеале – сделать невозможным для Дональда Трампа отход от той стратегии США, которая была принята в феврале 2022 года. Это означает, что в ближайшие два месяца мы, скорее всего, увидим дальнейшие эскалационные шаги с обеих сторон вплоть до подведения ситуации к прямому военному столкновению Запада и России.
Молдову эти события затрагивают прямым образом. Во-первых, они
делают туманными перспективы газового транзита через украинскую территорию, что угрожает энергобезопасности республики. Во-вторых, последняя атака на объекты энергетики в соседней стране среди прочего затронула инфраструктуру, связывающую нас с Украиной. В-третьих, на молдавской территории стали все чаще находить неопознанные беспилотники без боевой части, которые, судя по всему, используются в качестве обманок при ударах по объектам в Одесской области. Причем еще ни разу они не были обнаружены нашими средствами ПВО, включая новейший французский радар, приобретенный в прошлом году.
Все это стало удобным поводом для того, чтобы развернуть явно спланированную информационную кампанию о необходимости создания собственной системы противовоздушной обороны. На эту тему высказались и экс-министр иностранных дел Нику Попеску, и премьер-министр Дорин Речан, и, конечно же, министр обороны Анатолий Носатый. Он и сообщил, что Молдова закупает два современных комплекса противодроновой защиты, которые включают такие средства уничтожения как «артиллерийские орудия, пулеметы и ракеты».
Надо сказать, что военный сектор остается одним из приоритетных для нынешней власти. Это видно и по недавним поправкам в государственный бюджет, где при существенном сокращении финансирования на здравоохранение и социальную защиту траты на оборону даже слегка выросли. То есть политическое руководство даже в нынешний непростой период, к тому же отяжеленный предстоящей предвыборной кампанией в парламент, не собирается отказываться от курса на повышение военных расходов до показателя в 1% ВВП.
Однако даже такого увеличения будет явно недостаточно, чтобы строить действительно современную и надежную систему ПВО. Противовоздушная оборона – одна из самых затратных областей военного строительства. Стоимость каждого ее элемента, начиная от радаров обнаружения и заканчивая зенитными ракетами, намного превышает объективные возможности нашей страны.
Для примера можно посмотреть на номенклатуру систем, которые поставляются Украине. Даже не беря в расчет Patriot, где стоимость одной батареи – около миллиарда долларов, а одной ракеты – несколько миллионов, это все равно очень дорогое вооружение. Пусть именно Patriot был бы для нас избыточен, но ценники и на такие системы как NASAMS, SAMP-T или IRIS-T достигают десятков и сотен миллионов долларов. Если же будет апробирован опыт украинских мобильных групп, то они на вооружении имеют переносные зенитно-ракетные комплексы Stinger и Martlet со средними расценками на снаряд до миллиона долларов. Наконец, можно использовать зенитные танки, вроде немецких Gepard, но цена одной единицы – не менее 1,5 миллионов евро, и боеприпасы к ней довольно дорогие. Необходимо также делать поправку на чрезвычайную востребованность такого оружия в мире прямо сейчас, что понятным образом отражается на его стоимости.
В принципе примерную цену вопроса можно было осознать еще в прошлом году, когда из бюджета было потрачено примерно 14,5 миллионов евро на закупку только одного радара. Теперь, по утверждению министра обороны, таких радаров нужно не менее 5-6, чтобы эффективно обозревать воздушное пространство Молдовы, и, видимо, нужна аналогичная техника другого типа для того, чтобы засекать низколетящие объекты вроде беспилотников Shahed.
Все эти выкладки я привожу лишь для того, чтобы было понятно: самостоятельно нам не получится построить современную систему ПВО. Но раз планы заявлены и, как сообщается, даже уже заключены контракты на закупку, то, получается, западные партнеры готовы финансировать этот проект. Но почему?
Ответ, думаю, кроется в той роли, в которой видят Молдову западные союзники в следующей фазе геополитического конфликта. На днях спикер МИД России обвинила НАТО в попытках превратить нашу страну в логистическую базу для снабжения Украины. Я же считаю, что цели на самом деле носят даже более стратегический характер и связаны с планами наладить «коридоры мобильности», которые позволяли бы оперативно перебрасывать к потенциальным театрам боевых действий войска и боевую технику стран Альянса. Эти намерения не скрываются Западом, который уже давно объявил о создании чего-то вроде «военного Шенгена» с упрощенным порядком перевозки военных грузов.
Включение Молдовы в проект военной мобильности ЕС также был явным признаком того, что мы являемся непосредственной частью описанных планов. Это доказывает выделение кредитов по линии Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка, а также гранта ЕС на восстановление железнодорожного коридора Вэлчинец — Окница — Бельцы — Унгены — Кишинев — Каинары. Выполнение работ будут отслеживать компании из Греции и Германии.
Если нам действительно уготована роль военного хаба и места перевалки западного вооружения и ГСМ, то его прикрытие эффективными средствами ПВО как раз-таки выглядит абсолютно логичным. И объясняет, почему партнеры готовы оплачивать и направлять нам эти дефицитные системы. Тем более что с ростом эскалации противостояния в Украине возрастают и риски того, что воздушные удары РФ выйдут за пределы украинского ареала. Многие российские эксперты и ЛОМы давно требуют от своего военно-политического руководства ударить по ключевым точкам снабжения Киева, например, по логистическому центру НАТО в польском городе Жешув. Можно представить, что подобный центр на молдавской территории станет еще более «лакомой» целью с учетом отсутствия над нами евроатлантического зонтика безопасности – и потому должен быть надежно прикрыт.