Какими бы ни были результаты парламентских выборов, они вряд ли изменят политический курс Молдовы: Запад не даст нашей стране сойти с намеченного им пути
Семен АЛБУ, RTA:
Судя по последним событиям на континенте, западная модель развития явно испытывает кризис привлекательности. Удивления это не вызывает: если раньше тот же Европейский союз был светочем демократии, прав человека и высокого благосостояния, который «просвещал» новых членов и подтягивал к своему уровню, эдакий Pax Europa, то сейчас… это едва ли так. Неэффективная и чрезмерно идеологизированная евробюрократия, которая скорее отстаивает курс глобалистов, чем интересы стран-членов, множественные кризисы, плотное включение в военное противостояние с Россией и экономическое – с Китаем. Брюсселю есть еще, что предложить страждущим присоединения к европейской семье, но эти пряники уже не выглядят ни такими «вкусными», ни такими «свежими» как раньше.
Кроме того, время идет, и в мире расцветают новые центры силы. Та же Юго-Восточная Азия, где, за исключением Китая, нет проблем с демографией, где есть перспективы, огромные деньги, а значит – и источники инвестиций, технологии, отсутствие навязывания собственного образа жизни в пользу прагматизма и практичности. Может потому и политически банкротятся режимы, которые навязаны глобалистами, и повсеместно идет подъем правых националистов, которые предлагают сосредоточиться на внутреннем развитии без геополитических шор. Руководители такого толка приходят к власти даже в странах ЕС, вроде Венгрии и Словакии, которые стараются смотреть на мир шире. И в целом правая волна захлестывает и «ядерные страны» Союза вроде Австрии, Германии, Нидерландов, Франции и т.д.
Причиной этого тренда стало и то, что общества теперь более запросные, их тяжелее дурачить через традиционные подконтрольные СМИ, а онлайн-пространство пока только в процессе «оккупации». И граждане требуют перемен. Это показали и выборы в соседней Румынии, где партии правящей коалиции потеряли множество избирателей, а победителем первого тура президентской гонки стал независимый кандидат с радикальными идеями, в основе которых – безусловный приоритет внутренних проблем и укрепление суверенитета.
В Молдове происходят схожие процессы. Референдум о евроинтеграции провалился и был с трудом вытянут фальсификациями на зарубежных участках. Майя Санду также проиграла внутри страны и переизбралась только благодаря диаспоре. Результаты последних соцопросов в комментариях не нуждаются: около 40% граждан не верят, что Молдова вступит в ЕС, примерно такое же количество не хочет видеть PAS в следующем составе парламента, и только 14% желают снова наблюдать там «желтое большинство». Пугающие цифры для власти, когда выборы меньше чем через год. Действительно, уже скоро у нашего народа появится уникальный шанс свалить режим, который уже без каких-либо оговорок ведет страну к катастрофе, – посмотрите, какой бардак творится в энергетике! – и «отменить» его губительный курс. Или не появится?
Я как-то уже писал, что эпоху, наступившую после февраля 2022 года, можно назвать временем «новой искренности». Уже больше никто из западных акторов даже не пытается соблюдать хотя бы формальный этикет и делать вид, что общается с равными себе суверенными партнерами, а не с вассалами и марионетками. В принципе, мы еще в 2021 году имели удовольствие наблюдать, как деятельный американский посол Дерек Хоган буквально с ноги открывал двери любых инстанций, включая ЦИК, чтобы обеспечить убедительную победу PAS. Сейчас все еще проще – ты либо полностью сдаешь суверенитет, либо испытываешь колоссальные перегрузки, которые тебе создают дорогие «союзники». Взять даже Румынию, члена ЕС и НАТО на минуточку: даже там выбор народа в пользу несистемного кандидата Джеорджеску вызвал поток неприкрытых угроз. Например,
таких.
А ведь есть еще пример Грузии, которую сейчас «шатают» практически по идентичным методичкам, что и Украину в 2013-2014 годах. Те же протестующие «онижедети», вступающие в яростные схватки с силовиками, те же вереницы озабоченных заявлений от западных чиновников и правителей, те же угрозы всевозможных кар и наказаний, часть из которых уже приведена в исполнение.
Собственно, грузинский пример показывает, как страна действительно может радикально поменять курс, осознав его опасность для национальных интересов, и что с ней за это будет. Вспомним, как Тбилиси «прогибали» на введение разрушительных для его экономики антироссийских санкций, на открытие «второго фронта» против РФ и т.п., пугая приостановкой евроинтеграции, лишением безвиза и грантов. Теперь Запад открыто не признал результаты парламентских выборов, вмешивается во внутренние дела Грузии, поддерживает оппозицию и лояльного себе президента, которая уже отказалась уходить в положенную отставку в этом месяце, вводит санкции сам и через своих сателлитов.
Пока у грузинского руководства ситуация, как кажется, под контролем. Оно обладает достаточной легитимностью, держит в крепких руках госаппарат, включая силовиков, и более того, даже дает дерзкие ответочки на наглые действия Запада, к примеру заявив, что ближайшие четыре года евроинтеграции не будет в повестке действий властей. То есть, по факту заморозив движение в ЕС. Это вдобавок к ранее принятым сигнальным законам об иноагентах и запрете пропаганды ЛГБТ.
Способна ли Молдова отстоять свой суверенитет по примеру бывшего коллеги по «Ассоциативному трио»? Очень в этом сомневаюсь. Грузия в этом плане выглядит исключением, в то время как у нас Запад крепко держит вожжи управления страной и не собирается их отпускать. Практика показала, как даже народный выбор – не прописывать в Конституции путь в ЕС, не переизбирать Майю Санду – можно легко преодолеть путем различных манипуляций и ухищрений, причем такое подстроенное голосование будет моментально признано «демократическим сообществом» как легитимное.
Даже если представить гипотетическое поражение PAS на парламентских выборах, кто даст гарантию, что диаспора не обеспечит «желтым» дополнительные 10-15 мандатов, сделав их фракцию достаточной для формирования властной коалиции? Мы же видим примеры, как в уже названных Германии, Австрии и Нидерландах складываются самые разные союзы, лишь бы не допустить суверенистов до реальной власти. Что-то подобное будет и у нас, какой бы расклад не оказался после голосования. В отличие от Грузии наши суверенисты, если такие вообще остались, созданных Западом «перегрузок» выдержать точно не смогут.