Сергей ЧЕБАН
Судя по тому, как развивается ситуация в энергетике, все готовятся к самому худшему сценарию. На этом фоне всё острее проявляются противоречия между различными группами влияния правящего режима
Итак, вчера Дорин Речан пошёл на опережение, объявив ряд громких отставок в секторе энергетики. Под увольнение попал министр Виктор Парликов, глава госпредприятия «Энергоком» Виктор Бынзарь, а также член наблюдательного совета «Молдовагаз» Серджиу Тофилат. Временным министром энергетики Речан назначил самого себя. В сложившемся положении своей вины он не видит, поскольку якобы доверился ответственным чиновникам, которые в итоге его подставили и довели ситуацию до предела. Теперь правительство обратилось к парламенту с предложением ввести чрезвычайное положение в сфере энергетики.
Требование отставки Парликова мотивировано тем, что на нём было управление энергетическим сектором и он признал допущенные ошибки, приведшие к кризису. Смещение генерального директора «Энергокома» объясняется таким образом, что компания не купила газ, когда это было возможно, сославшись на бюрократические процедуры. Что касается Тофилата, то премьер отметил, что, хотя у него не было полномочий, тем не менее он блокировал закупки в период, когда рыночная стоимость энергоресурсов была наиболее выгодной.
Такие резкие манёвры главы правительства скорее всего объясняются ещё и тем, что буквально в конце прошлой и начале нынешней недели над самим Речаном всерьёз нависла угроза отставки. Ведь по логике именно он несёт ответственность за работу всей системы исполнительных органов власти, в особенности в такой стратегической сфере как энергетика. Но глава кабмина ловко снял с себя это бремя, пожертвовал фигурой министра и демонстративно взял всё в свои руки, когда больших проблем уже практически не избежать. Что сказать, таковы традиции нашей политики, когда признать ошибки и уйти в отставку – это проявление слабости, а спихивание всей вины на доверенное лицо – будто бы «сильный шаг».
Раз уж пошла такая пляска, то резонно было бы срочно собрать Высший совет безопасности, определить план оперативных мер, чтобы минимизировать неожиданно возникший в начале декабря кризис. Но Майя Санду, увы, занята избирательной кампанией в соседней Румынии (судя по последним новостям – зря).
Пока глава государства в командировке, все виновники вчерашнего переполоха продолжают публично обмениваться уколами и перекладывать ответственность друг на друга, не желая становиться «козлами отпущения» перед надвигающимся энергетическим штормом. Противоречия между различными группами влияния на президента, пожалуй, впервые за последние годы выплеснулись наружу настолько явно. Поэтому далеко не факт, что Дорин Речан всё-таки сможет удержаться в премьерском кресле, а оппозиционные силы не преминут возможностью использовать эту управленческую дисфункцию правящего режима.
Учитывая, что контракта с МГРЭС по-прежнему нет, премьер-министр уже поручил «Молдэлектрике» и «Энергокому» обеспечить импорт электроэнергии. Компании должны подготовить сценарии по быстрому подключению к линии высокого напряжения с Румынией и скоординировать с Украиной логистику, обслуживание и ремонт линии «Исакча – Вулканешты» на украинской территории. То есть все готовятся к самому худшему развитию событий, при этом до конца непонятно, сможет ли МГРЭС обеспечить переток из Румынии, если станция перейдёт в режим минимальной работы.
Ну и, конечно, главным вызовом для Кишинёва является приднестровский регион, который более трёх десятилетий находился в режиме автономного самообеспечения, получая бесплатный газ из Москвы. В случае приостановки поставок властям предстоит определиться, берём ли мы себе в нагрузку левобережье или же пытаемся лавировать и перекладывать финансово-административное бремя на наших партнёров по развитию.
Среди экспертов мнения разнятся: кто-то предлагает проигнорировать тяжёлое положение, в котором может оказаться Приднестровье, чтобы его жители осознали ошибочность выбранного пути сепаратно от Молдовы. Другие склоняются к тому, чтобы в срочном порядке запросить экстренную финансовую помощь для стабилизации ситуации на левом берегу и тем самым придать огромный импульс процессу реинтеграции. Но, судя по всему, в правительственных кабинетах пока нет желания взвалить на себя содержание восточных районов, поэтому даже ответственные за приднестровское направление чиновники проявляют определённую дистанцию.
Отсюда, наверное, и возмущение Тирасполя из-за заявлений о том, что он не обращался с просьбами о помощи. В итоге офис приднестровского политического представителя обвинил Кишинёв в том, что возникшие сегодня критические опасения в сфере поставок природного газа и энергоснабжения якобы являются прямым следствием политики центральных властей, «саботирующих диалог, игнорирующих интересы поставщика и потребителей, реализующих необоснованные ограничения в отношении жителей и предприятий Приднестровья». От всей этой публичной перепалки и обмена отрицательными сигналами, мягко говоря, никому легче не становится, поскольку раз всё вылезло наружу и с Тирасполем, то от заветного компромисса мы ещё очень далеки.
Поэтому левобережные власти тоже готовятся к худшему и намерены ввести в регионе чрезвычайное экономическое положение из-за неопределённости по газу. Среди прочего планируется перевести МГРЭС на альтернативное топливо, чтобы обеспечить выработку электроэнергии в течение 50 дней для жилых домов, социальных учреждений и жизнеобеспечивающих организаций Приднестровья.
Понятное дело, что вся эта газовая история ориентирована на парламентские выборы следующего года, поэтому Кремль действует решительно и радикально, даже ценой социально-экономического удара по своей ключевой точке опоры в регионе. Но при этом решение этой крайне острой ситуации вряд ли приблизят абсолютно неуместные рассуждения «премьер-министра энергетики» Дорина Речана, что Российская Федерация должна вывести свое военное присутствие и не мешать Кишиневу управлять территорией левее Днестра.
Если наши политики не найдут в себе силы осознать всю тяжесть положения, в котором они уже оказались и рискуют только усугубить, то вполне вероятно, что новогодние праздники нам придётся провести при свечах. И тогда, нам кажется, PAS в принципе лишится какой-либо возможности победить на следующих выборах. Поэтому выбирать остаётся только между плохим сценарием и очень плохим, третьего не дано.
Безусловно, режим ЧП предложен не случайно, ведь, как мы знаем, у PAS и назначенных им правительств получается более-менее справляться со своими прямыми обязанностями лишь в условиях «ручного» управления страной. Тому же «Энергокому» сейчас дадут возможность снова закупать газ в засекреченном режиме. Но факт в том, что за два года «Энергоком» сделали основным инструментом энергетической безопасности, создали ему тепличные условия работы, а в итоге детище правящего режима не справилось. Хотя может ему и не позволили, если по нашей традиции закупки делались, где надо, а не где дешевле.
Безотносительно от того, какие кадровые решения приняли Санду и Речан, однозначно можно сказать, что Молдова погрузилась в глубокий правительственный кризис. Ради достижения партийных целей по переизбранию действующего президента страна попросту ввергается во внутриполитический и энергетический хаос, невзирая на то, что наибольший ущерб испытают рядовые граждане.