Сергей ЧЕБАН
Сообщение Службы внешней разведки России о требовании Майи Санду подготовить силовой захват МГРЭС и план по установлению контроля над Приднестровьем всколыхнуло молдавскую общественность и вынудило Кишинёв давать официальные опровержения. Что это было?
Сегодня Майя Санду во второй раз вступила в должность президента. Атмосфера перед этим событием и без того была напряжённой, но Россия решила омрачить её ещё сильнее. Пока глава государства вчера называла внешнеполитические приоритеты Молдовы на 2025 год, говоря о важности прогресса интеграции в Евросоюз и экономической дипломатии, служба внешней разведки РФ выдала свою версию планов Санду на ближайшее время. А именно военные приготовления для нападения на приднестровский регион и захвата стратегических объектов вроде «Молдавской ГРЭС».
Обвинения были настолько заострёнными, что официальная реакция молдавских властей не заставила себя долго ждать. В принципе и президентура, и бюро по реинтеграции стандартно высказались за «мирное урегулирование конфликта». Не упустили они заодно возможности покритиковать россиян за провоцирование энергокризиса, попытки посеять страх и недоверие среди граждан, расширить зону нестабильности и конфронтации в регионе.
За прошедшие сутки мы увидели немало комментариев по поводу пресс-релиза СВР. Одни эксперты скептически отнеслись к очередным «страшилкам», другие же восприняли этот неожиданный выпад с некоторой настороженностью, предостерегая от шапкозакидательских настроений. В редакции мы также не пришли к единому мнению. Попробуем порассуждать, что же всё-таки могло стать причиной этого информационного залпа.
Анализируя текст сообщения, получается, что им хотели донести несколько месседжей, не все из которых считываются сразу. Неискушённого читателя пытаются убедить в том, что внешняя разведка РФ вездесуща и обладает источниками информации как в окружении Майи Санду, так и в европейских канцеляриях. Причём настолько доверенными, что они позволяют делать выводы о настроениях в руководстве Молдовы и Евросоюза.
Раз уж у Москвы есть такой арсенал развединструментов, логично задаться вопросом, а почему СВР хранила молчание во время недавней избирательной кампании. Ведь совещания у президента по энергетике и другим вопросам во втором полугодии проводились, скорее всего, довольно часто. И раз уж у россиян и впрямь есть доступ к информации об их содержании, то почему они не поделились ей с молдавской общественностью ранее или хотя бы с кандидатами от оппозиции, тем же Александром Стояногло.
Утверждение о том, что Кишинёв отыграется на пророссийском Приднестровье, возбудив против его администрации уголовные дела за сепаратизм, – это сигнал Тирасполю. Суть такого посыла, что левобережье более не воспринимается молдавскими властями как договорная сторона, а его чиновников рассматривают лишь как преступников. Поэтому любые дальнейшие предложения Кишинёва будут формулироваться в капитулятивном виде.
Что касается якобы требования Санду подготовить захват Кучурганской электростанции и план военной операции по установлению контроля над регионом, в том числе с целью ликвидации российского миротворческого присутствия. Это выглядит как явное предостережение от силовой экспроприации российских энергетических и военно-политических активов. Кстати, такой сценарий лишь на первый взгляд кажется абсолютно фантастическим. Ранее мы уже писали, что по опыту захвата атомных электростанций в Украине категорически отвергать такую вероятность не стоит. Особенно учитывая, что тому же Киеву очень сильно не хватает дополнительных энергетических мощностей для снабжения Одесской области.
Ну и ещё один знаковый момент в сообщении СВР – это вопрос о том, сколько молдавский народ будет терпеть Майю Санду и проводимые ею опыты над Молдовой. Очень странно, что медиавыпад направлен в массе своей против только что переизбравшегося президента. И мы далеки от мысли, что таким образом Москва хотела просто испортить торжественное вступление Санду во второй срок. Если же речь идёт о предвыборной кампании в парламент, то опять же вопрос, насколько оптимально именно сейчас начинать «артподготовку».
Понятно, что информационный манёвр российских разведчиков всегда встретит живой отклик у отдельных представителей молдавской политтусовки, которые ежедневно, не покладая рук, противостоят российской угрозе и гибридным атакам. Неудивительно, что отдельные спикеры уже развили тему вплоть до того, что Москва запустила сценарий технологического саботажа и планирует чуть ли не инсценировать атаку дронами на критическую инфраструктуру на левом берегу Днестра. Которую затем использует для усиления пропагандисткой риторики и проведения точечных операций против Молдовы.
Мы не страдаем фобиями по отношению к РФ, но, как известно, дыма без огня не бывает. Так что точечный вброс, по нашему мнению, преследовал несколько целей. Часть из них легко считают все читатели, остальные же имели адресный характер, учитывая, что разведывательные структуры за редким случаем, но всё-таки применяют способ обмена сообщениями через открытые каналы. А каламбурная манера изложения официального текста – фирменный почерк российских спецслужб для пренебрежительного донесения подробностей полученной информации с места.
Помимо издевательски подчёркнутой пощёчины молдавским контрразведчикам РФ таким образом направила своего рода предостережение Кишинёву. Возможно, чтобы вынудить наши власти отказаться от каких-то нестандартных мер, которые могли бы привести к критическому ослаблению политических позиций приднестровского региона и повышению угроз интересам России.
Ни для кого не секрет, что сворачивание приднестровского вопроса было включено в особый раздел стратегических планов наших западных партнёров после вторжения России в Украину. Учитывая, что геополитика пришла в резкое движение на постсоветском периметре, очевидно, что урегулирование статуса Приднестровья будет актуализировано либо в ходе российско-украинского дипломатического процесса, либо в контексте продолжающегося военного противостояния. Стартовый пистолет от приднестровской проблемы находится на Западе, а день и время выстрела будут определяться по совокупности обстоятельств. В том числе будут учитываться конкретные возможности РФ каким-либо образом повлиять на процессы вокруг Приднестровья.
Вспомним, что предыдущий напряжённый обмен предупреждениями между Москвой, Киевом и Кишинёвом прошёл в феврале 2023 года. Тогда Кремль был вынужден развёрнуто изложить свою позицию по поводу потенциального нападения на левобережье, заявив, что для РФ это будет casus belli.
Конечно же, нам не ведомы глубинные причины происходящего, поэтому спекулировать всевозможными конспирологическими версиями мы не станем. Но предположим, что вчера Москва весьма витиевато просигнализировала о том, что она тоже готова к активным мероприятиям на случай, если американские и европейские партнёры решили изменить баланс и статус-кво вокруг приднестровского урегулирования. Именно так Кремль обозначает то, что всегда найдёт «убедительный» повод, чтобы вмешаться в ситуацию недипломатическими средствами и не допустить критического ослабления своего влияния.