Антон ШВЕЦ
Та политическая сила, которая воспользуется возможностью и «пригласит» новую американскую администрацию в молдавские дела, будет иметь интригующие перспективы
Система власти, выстроенная Майей Санду и её окружением при решающей роли и поддержке США, ныне подвергается серьёзному испытанию. Бесконечного кредита доверия и щедрого финансирования Вашингтона больше нет. Прекратились не только дотации в бюджет, но и содержание т.н. «гражданского общества», во многом определявшего политический контур страны с учётом заокеанских поручений.
Президентура и правительство оказались в сложной ситуации. Дерек Хоган, курировавший транзит PAS из оппозиции в партию большинства, уволен из Госдепартамента США и ни на что больше не влияет. При этом в посольстве США в Кишинёве по-прежнему работают ставленники Демократической партии, к назначению которых Хоган причастен лично. Поэтому Майя Санду не способна резко развернуть политический курс – это разрушит многолетние неформальные связи и договорённости без гарантий перезапуска отношений с Вашингтоном на новых принципах, которые были бы выгодны Молдове.
Для новой американской администрации наша страна абсолютно периферийна и неинтересна: редкоземельных металлов и других полезных ископаемых у нас нет, перспектив для развития искусственного интеллекта, традиционной энергетики и криптоиндустрии – тоже. Зато наличествует потенциальная точка напряжения, которая может препятствовать установлению прагматичных отношений с Россией. Речь, конечно, о неурегулированном приднестровском конфликте и военном присутствии РФ в регионе, которое может быть использовано для провоцирования проблем между Москвой и Вашингтоном.
Именно такой сценарий играло посольство США у нас в период газово-энергетического кризиса в январе, ориентируя правящий режим на конфронтационные действия, что, в конечном итоге, привело к проблемам даже для Европейской комиссии. И влияние демократов на руководство Молдовы и лично Майю Санду, регулярно премируемую различными американскими фондами, связанными с Демпартией, по-прежнему сохраняется, что сковывает их возможности наладить контакт с Белым домом.
PAS не может поддержать новый американский курс и по другим причинам. Соседство с воюющей Украиной и понимание гипотетических аппетитов Кремля в Приднестровье в случае капитуляции Киева ограничивают любые попытки солидаризации с администрацией Трампа, публично оппонирующей офису президента Владимира Зеленского. Такой демарш, особенно на фоне вручения верительных грамот украинским послом Пауном Роговеем, имеющим солидные связи в Кишинёве, мог бы привести к серьёзным негативным последствиям для отношений с восточным соседом. Во многом поэтому Молдова недавно поддержала антироссийскую резолюцию в ООН, приуроченную к трёхлетию начала конфликта, а молдавский посол в США активно участвует в проукраинских митингах в Вашингтоне, организуемых Демократической партией.
К тому же стратегической целью внешней политики страны объявлена интеграция в Европейский союз. Это подтверждено итогами референдума, которые, несмотря на специфический подсчёт голосов, теперь отражены в конституции и, разумеется, в программе PAS. Брюссельская бюрократия и руководство целого ряда национальных государств-партнёров Молдовы по-прежнему готовы поддерживать продолжение военных действий в Украине и де-факто президента Зеленского, что было зафиксировано во время недавнего «дипломатического десанта ЕС» в Киев. Наши власти попросту не способны вступить в клинч с позицией истеблишмента Евросоюза, поскольку дефицит внешней легитимности может спровоцировать демонтаж властной конструкции Майи Санду в преддверии парламентских выборов.
Молдавское руководство в ближайшее время будет вынуждено петлять и следовать в фарватере курса евробюрократии, дожидаясь то ли провала российско-американских переговоров, то ли частичного восстановления позиций демократов в Вашингтоне в 2026 году. Данный расклад даёт уникальные возможности для конкурирующих политических проектов наладить общий язык с представителями новой администрации США. Ни одна партия, кроме PAS, не может рассчитывать на поддержку Брюсселя. Поэтому терять в этом смысле тут нечего, особенно когда на кону будут стоять симпатии медийно и дипломатически активной команды Дональда Трампа.
Наибольшие перспективы тут просматриваются у избирательного блока «Альтернатива». Белый дом уже поддержал другую «Альтернативу» – «для Германии» – на выборах в Бундестаг 23 февраля, где она получила наилучший результат в своей истории. Правые популисты по-прежнему не у власти, однако будут и далее наращивать популярность на фоне нестабильной коалиции во главе с христианским демократом Фридрихом Мерцем. А Вашингтон продолжит давление на ФРГ, особенно если будущий федеральный канцлер не пересмотрит проукраинскую и антиамериканскую риторику последних дней. Но пока он только отказался от предвыборных обещаний усилить контроль миграции, что лишь дополнительно разозлит критиков из окружения Дональда Трампа.
Ещё одну «альтернативу» Белый дом максимально настойчиво продвигает в Румынии. Речь о несистемном кандидате Кэлине Джеорджеску, который под давлением Вашингтона должен быть допущен к президентским выборам и, вероятно, их выиграет. Против отмены голосования и за успех Джеорджеску уже высказывались вице-президент Джей Ди Вэнс, миллиардер Илон Маск, а Роберт Кеннеди-мл., новый глава министерства здравоохранения США, даже хотел приехать в Бухарест и поучаствовать в протестах.
Блок «Альтернатива» наверняка уже ищет точки соприкосновения с новой американской администрацией, чтобы предложить видение по Молдове, которое могло бы заинтересовать Вашингтон. У формирования есть свои «козыри»: это и прагматичная внешняя политика с готовностью играть на противоречиях Брюсселя и Вашингтона, и намерение вернуться к нормальному сотрудничеству с Россией, в том числе отказываясь от санкций, и бэкграунд ряда членов блока, которые никогда не отличались симпатиями к демократической повестке. Тот же Ион Чебан традиционно сторонился темы ЛГБТ и клинчевался с профильными НПО. Но главным плюсом «Альтернативы» станет шанс строить отношения «с чистого листа», не будучи скованными предыдущими договорённостями с демократами.
Таким образом, американский фактор на предстоящих парламентских выборах может оказаться существенным и при этом непредсказуемым, если Вашингтон вообще обратит внимание на Молдову. Та политическая сила, которая воспользуется возможностью и «пригласит» новую американскую администрацию в молдавские дела, будет иметь интригующие перспективы. И по всему видно, что этой силой станет не партия власти, которой пора размышлять над политической сделкой или «отчаливанием» в оппозицию.