Вашингтон «на лету» поменял статус оказанной во время войны помощи Украине с грантовой на возвратную, ультимативно требуя от Киева погасить счета. Кишиневу, тоже получившему с 2022 года рекордный объем финансовой поддержки от США, стоит держать в уме эту ситуацию в дальнейших стратегических расчетах, особенно в условиях неясных перспектив наладить отношения с администрацией Трампа
Владимир РОТАРЬ, RTA:
С момента избрания Дональда Трампа сумма всех его действий и заявлений по российско-украинской войне сводится к реализации двух ключевых интересов. Первый из них – это добиться, как минимум, прекращения огня, а, как максимум, полного урегулирования конфликта. Второй – компенсировать понесенные Соединенными Штатами расходы, которые, по официальным данным, превысили сто миллиардов долларов, а по версии Трампа – даже более 300 миллиардов.
У таких устремлений президента США, по слухам, есть как сугубо личные амбиции – к примеру, получить Нобелевскую премию мира, так и общее желание оттенить слабость предыдущей администрации, развязывавшей ненужные и далекие от американских интересов войны за океаном и тратившей на это огромные деньги налогоплательщиков.
По обоим направлениям Трамп давит как бульдозер, добиваясь определенных успехов. В целом за последние месяцы ему удалось дать старт переговорам на разных уровнях, где обсуждаются мелкие и не очень шаги на пути к полной остановке огня. Так, уже удалось установить т.н. «энергетическое» перемирие, выводящее из-под взаимных ударов некоторые группы инфраструктурных объектов. Идет также согласование «морского» перемирия. Хотя Москва и Киев постоянно обвиняют друг друга в нарушении договоренностей и по-своему трактуют отдельные их пункты, можно сказать, что процесс пошел.
Что касается «возмещения убытков», то в этом вопросе Трамп ухватился за идею, которую сгенерировал сам Киев еще во времена президентства Байдена, о критически важных природных ресурсах. Это было частью т.н. «плана победы» Зеленского. В нем утверждалось, что на украинской территории находятся залежи ценных минералов на триллионы долларов, которые могут в глобальной конкуренции усилить «демократический мир». По сути, это предложение должно было стать стимулом и одновременно оправданием для увеличения или, по крайней мере, сохранения тогдашних темпов финансирования Украины в войне с Россией. И, главное, Киев рассчитывал расплатиться недрами в счет будущей помощи. И не передавать их полностью, а только допускать партнеров к совместной разработке путем заключения специальных соглашений.
Дональд Трамп же фактически извратил эту инициативу, захотев получить доступ к ресурсам не в счет будущих, а уже совершенных поставок, что для Украины, естественно, не было аттрактивным предложением. Вскоре после инаугурации Трампа в Киев отправился его министр финансов с проектом договора по ресурсам, которого, по мнению американского лидера и его окружения, встретили неподобающе. Затем Зеленский еще несколько раз уклонялся от подписания сделки, рассчитывая смягчить ее положения. Это удалось сделать – итоговый документ, который должны были скрепить подписями президенты, не содержал ничего ужасного для Украины: там в принципе было мало конкретики, детали планировалось прописать в отдельном приложении, которое еще предстояло обговорить. Но после скандала в Овальном кабинете США, по сути, решили перезапустить переговоры по минералам и, по информации СМИ, существенно ужесточить условия, включив в сделку отнюдь не только редкоземельные металлы.
Сложно сказать, был ли это заранее заготовленный сценарий или нет. По мнению специалистов, оценки украинских ресурсов очень примерные. Многие месторождения находятся на захваченных россиянами территориях, а оставшиеся требуют огромных инвестиций для начала добычи, которые не факт, что окупятся, тем более с учетом не самого огромного рынка «редкозёма». А извлечение прибыли и вовсе относится к очень отдаленной перспективе. Было очевидно, что если Трамп действительно хочет получить от Украины какие-то деньги, то ему нужно будет что-то другое.
И это «другое» было найдено. На этой неделе стало известно, что американцы подготовили проект новой сделки, причем на этот раз сразу детализированной. Украинский народный депутат Ярослав Железняк вчера назвал ее «ужасом» и вкратце изложил основные пункты. Его информацию подтвердили Bloomberg и Financial Times, которые также имели возможность ознакомиться с 58-страничным документом.
В новом соглашении США, вновь уклоняясь от предоставления гарантий безопасности, хотят создать специальный фонд, который будет аккумулировать поступления от прибыльных украинских активов. Фонд возглавят американцы, Украина не сможет вмешиваться в его управление. Он охватит все природные ресурсы, в том числе существующие месторождения, включая нефть и газ, а также энергетические активы. Инвестиции в соответствующую инфраструктуру будет контролировать только Вашингтон, также он получит право первым покупать любые украинские ресурсы, причем у него будет возможность ветирования (!) их продажи другим странам.
Ключевое: Украина будет должна отчислять в фонд половину доходов от всех проектов в области природных ресурсов и инфраструктуры, а США будут иметь право на всю прибыль плюс 4% годовых до тех пор, пока не окупятся американские инвестиции, которыми считаются уже предоставленные с 2022 года средства. Все деньги сразу же будут конвертироваться в валюту и переводиться за рубеж, а Украина будет должна платить компенсацию в случае задержек или споров.
Очевидно, что в текущем виде – это, скажем откровенно, крайне невыгодная сделка, похожая на те, что заключали метрополии со своими колониями или сателлитами. Иронично, что в основе ее, как я уже сказал, лежат изначально украинские идеи, но перевернутые «с ног на голову». Фактически США не только создают инструмент извлечения прибыли из оставшихся доходных активов Украины, но и ограждают природные ресурсы и инфраструктуру этой страны от попадания «не в те руки» – они останутся под контролем США, даже если фонд не будет инвестировать в их добычу или модернизацию.
Скорее всего, украинцы смогут впоследствии проработать в лучшую для себя сторону отдельные положения, но маловероятно, что от нынешнего соглашения можно будет уклониться целиком. Трамп показал, что легко готов применять при необходимости кнуты, которых в отношении Киева у него предостаточно. И главное, на что в этом сюжете стоило бы обратить внимание, в том числе нашим властям, это то, как резко поменялись условия американской помощи Украине. Напомню, что в период прошлой администрации США вся предоставлявшаяся поддержка обозначалась как грантовая, то есть невозвратная. И, прямо скажем, требовать сейчас ее обратной отдачи – не совсем справедливо и честно. Но Белый дом, получается, не смущает ни то, что Киев вроде как воевал и за его интересы все эти три года, ни то, что Украина после войны и так не сможет генерировать достаточно доходов – главное, взять свое.
А теперь напомню, что Кишинев с 2022 года тоже получил рекордные объемы помощи от США, и тоже как будто на безвозмездной основе. Но, как видим, ее статус способен измениться в любой момент. Тем более, по некоторым данным, с новой администрацией у нашего руководства пока не получается навести мосты. Кроме того, в Белом доме не остались незамеченными некоторые скоропалительные и не самые рациональные шаги и заявления высших молдавских чиновников в ходе перепалок Вашингтона с Киевом и Брюсселем. Поэтому, как минимум, для страховки стоит готовиться к сценариям, где и к нам в какой-то момент обратятся с предложением заключить «компенсационную» сделку.