Форсированный процесс вступления в ЕС будет происходить по геополитическим мотивам без традиционных переговоров, а, значит, и без учета специфики и интересов национальной экономики
Кристиан РУССУ, RTA:
Последнее десятилетие в стране проходило под знаменем евроинтеграции. Многочисленные реформы в юстиции и госуправлении, зачастую противоречащие друг другу, постоянные пертурбации в структуре исполнительных органов власти, смещение должностных лиц и громкие уголовные процессы – всё это делалось во имя пути в ЕС. Однако, несмотря на нещадную эксплуатацию проевропейских лозунгов и извращение демократических ценностей, наше население пока не утратило иллюзий о возможности лучшей жизни за чужой счёт.
Доступность европейской витрины в форме безвизового режима подпитывает эти мечты, а повсеместное разочарование люди в своей основной массе готовы терпеть, списывая на личные неудачи. Наш политический класс в полной мере осознает наличие в массах этого иррационального позыва и продолжает им пользоваться. Само собой, что вера в обещания кишиневских политиков давно пошатнулась бы, но здесь приходит на помощь вовремя подставленное плечо поддержки европейских чиновников, будь то робкое приветствие или дружеское похлопывание, строгое назидание или откровенная лесть. Авторитет эмиссаров ЕС у нас до сих пор крайне высок. Их боятся и уважают, считают за своих за речи на государственном языке, за надетые национальные костюмы, за съеденные плацинды и выпитое вино.
Эти провинциальные слабости молдаван, украинцев и других славян хорошо знакомы евробюрократам по общим методичкам с Госдепом времен демократов. Однако в последние два года этот PR напоминает театр абсурда и гротеск без меры. Янис Мажейкс танцует и поет. Марта Кос под камеры кормит кур у провластного блогера. Чиновники из Брюсселя настолько уверовали в свою исключительность и безнаказанность, что позволяют себе практически откровенный троллинг. Публичное пари о сроках заветного присоединения к сообществу – вишенка на торте.
Предвыборный и популистский характер всех этих акций очевиден всем, но их подтекст кроется не только в тактических моментах. Это тот самый случай, когда ЕС заинтересован в Молдове гораздо больше, чем сама Молдова. Поэтому до конца выборов и после них нас ждет череда новых громких политических заявлений и символических акций в рамках евроинтеграции. Календарь мероприятий расписан на несколько лет вперед, и от наших политиков мало что зависит, даже если они вздумают заартачиться.
Евроскептикам и теоретикам процедур расширения ЕС следовало бы не только высмеивать руководство за заявленные сроки присоединения, к которым наша страна объективно не сможет должным образом подготовиться. Всё это должно серьезно насторожить. Вряд ли кто-то согласится, что наша страна выполнила все требования соглашения об ассоциации и соответствовала критериям статуса страны-кандидата. Также и с историей о начале переговоров о вступлении. Всё делается в спешке, суете и с большим авансом, который надо будет отработать как-нибудь потом. Однако проблема даже не в том, что следующим поколениям придется нести эту политическую, институциональную и кредитную ношу, и даже не в том, что молдавскую политическую элиту фактически поощряют к безответственности.
Главная, на мой взгляд, проблема – это нежелание понимать и отстаивать свои национальные интересы в ежедневном процессе взаимодействия с ЕС. В безусловном приоритете у наших властей только достижение цели: получение статуса, наличие формального соглашения без оглядки на последствия, без оценки издержек. В свое время при подготовке соглашения об ассоциации и зоне углубленной и всеобъемлющей и свободной торговли отечественные чиновники игнорировали целые отрасли национальной экономики, лишь бы угодить европейским партнерам и побыстрее подписать документ. Последствия таких, по сути, предательских поступков в полной мере видны сейчас, когда производство чего-либо в нашей стране попросту нерентабельно, от сельского хозяйства и переработки до машиностроения. Наш экспорт катастрофически упал на фоне импорта. Уровень бедности
бьет рекорды. Внешний долг неконтролируемо растет. Продолжается отток населения.
Навязывание обществу идеи советских времен о выполнении «плана евроинтеграционной пятилетки за три года» призвано скрыть новую готовящуюся аферу. Никаких переговоров о вступлении Молдовы в ЕС в их традиционном виде не будет. Ведь это предусматривает не только исполнение требований ЕС, но и учет своих экономических интересов, выделение многомиллионных фондов для всех стратегических секторов национальной экономики. Всё это, по всей видимости, будет просто пропущено. Никакого повышения конкурентоспособности нашего бизнеса и ранее обещанного экономического рывка не будет.
Территория Молдовы нужна Брюсселю только с военно-стратегической точки зрения, и потому он готов наплевать на свои же принципы и ценности в интересах регионального противостояния с Россией. Несомненно, что дороги в ходе интеграции в Евросоюз станут лучше, но вторая из наших бед – дураки – никуда не денется, пока политическая элита наделяется ЕС правом скрывать некомпетентность и удерживать власть авторитарными методами.
Достижение заявленных Мартой Кос сроков завершения переговоров о вступлении в ЕС к 2028 году вполне возможно, поскольку страны Балтии тоже умудрились закончить их за два года. Стоит лишь напомнить, что для них членство в Евросоюзе стало возможным только после присоединения к НАТО. Даже тогда, без нынешнего уровня конфликтности, геополитический фактор превалировал. Нетрудно догадаться, чем будет оправдан такой аванс для нас. Вопрос лишь в том, что даст стране и ее гражданам, а не политическим элитам, этот символический акт? Ведь к настоящему моменту процесс форсированной евроинтеграции, ставший кредом Майи Санду и ее партии, принес не инвестиции и рост благосостояния, а рецессию, бедность, внешний контроль в военно-политической сфере и конфронтацию с Россией.