Сергей ЧЕБАН
Процесс внутренних трансформаций, так или иначе, запущен, и цифры на табло говорят о том, что он приобретает черты необратимой тенденции. Победа Никушора Дана, хотя и символизирует в какой-то степени продолжение существующего курса, но, по сути, показывает необходимость проведения глубоких реформ в политической системе страны
Вчера в Румынии прошёл второй тур президентских выборов. 11,7 млн граждан как внутри страны, так и за рубежом воспользовались избирательным правом, показав высокую явку около 65%. Триумфатором оказался Никушор Дан – центрист и убеждённый сторонник Евросоюза. Ему удалось достаточно уверенно одолеть своего оппонента Джордже Симиона, которого многие считали фаворитом. На фоне высокой мобилизации общества и опасений радикальных изменений в стране результат голосования стал символическим выбором в пользу стабильности и прозападного курса.
По итоговым данным, Никушор Дан получил около 53,6% голосов, в то время как Симион – 46,4%. Конечно же, это неожиданность и сюрприз для многих экспертов, учитывая, что в первом туре Симион опередил Дана почти на 20 пунктов. Однако ход предвыборной кампании в последние две недели и брошенные дополнительные ресурсы, в том числе Брюсселем, кардинально поменяли расстановку сил.
Никушор Дан, математик по образованию, учился в Париже в начале 1990-х. Именно тогда он, по всей видимости, обрёл прочные связи с Францией, которая стала ключевым государством, заинтересованным в его победе. Свою политическую известность получил в начале 2010-х как активист-градозащитник и основатель Ассоциации спасения Бухареста. В 2015 году создал партию Uniunea Salvați Bucureștiul (USB), позднее трансформированную в USR — Союз за спасение Румынии, ставший третьей силой в парламенте. В 2020 году Дан выиграл выборы мэра столицы, получив репутацию принципиального администратора, хотя и столкнулся с критикой за бюрократические сложности и отсутствие особых результатов в транспортной и коммунальной сферах.
Лидер ультранационалистической партии AUR Джордже Симион ещё до завершения подсчёта голосов назвал себя новым президентом, назвав это победой Кэлина Джорджеску. Позже Симион заявил об украденной победе, а членам партии AUR, по некоторым данным, начали поступать сообщения с требованием выходить на протесты по всей стране в понедельник 19 мая. Впрочем, к утру кандидат всё-таки признал поражение и поздравил Дана с победой.
Первой задачей нового президента станет формирование стабильной проевропейской коалиции в парламенте. От этого будет зависеть, сможет ли новый президент провести необходимые реформы. Румыния является парламентской республикой, где президент имеет ограниченные, но при этом важные полномочия. К примеру, он назначает премьер-министра (с согласия парламента), является верховным главнокомандующим и может влиять на повестку через право вето и обращения к Конституционному суду.
В плане сохранения доминирующего положения традиционных партий, таких как PNL и PSD, президентство Никушора Дана представляет собой тест на политическую устойчивость, принципиальность и склонность к компромиссам. Отсутствие партийной принадлежности здесь может стать как преимуществом, так и потенциальным недостатком. С одной стороны, Дан свободен от обязательств, имея определённую свободу действий. Но с другой, для реализации предвыборной программы ему необходимо будет вести диалог с парламентскими фракциями практически по каждому вопросу. И далеко не факт, что у нынешней политической системы есть готовность к конструктивному взаимодействию с новым главой государства.
Дан вступает в должность в непростой для страны момент, когда экономика всё ещё оправляется от последствий пандемии и инфляционного давления, а уровень жизни в сельской местности остаётся критически низким, что, собственно говоря, и спровоцировало рост популярности Симиона. Можно, конечно, рассчитывать на деньги Евросоюза, которому стоило бы уделить гораздо больше внимания социально-экономическому положению в Румынии, после того как политические процессы в стране едва не пошли по «венгерскому сценарию».
Во внешней политике, можно с уверенностью утверждать, в ближайшее время резких изменений не предвидится. Бухарест продолжит демонстрировать верность обязательствам перед Европейским Союзом и НАТО, что является важным моментом в международном позиционировании Румынии. Помимо этого, в предвыборной кампании Дан выражал намерение активизировать участие в региональных инициативах, уделяя особое внимание Черноморской безопасности и поддержке Украины.
Очевидно, что эти выборы привлекли значительное внимание международного сообщества и, прежде всего, Брюсселя и Вашингтона. В результате, несмотря на ожидания, региональный контекст остался в прежнем состоянии, что позволило европейскому истеблишменту временно «выдохнуть». Прогнозируемый правоконсервативный всплеск в Восточной Европе в итоге нарвался на большой румынский волнорез. Либерально-глобалистские элиты, вероятно, испытывают чувство удовлетворения и шлют симоволическое «приветствие» Дональду Трампу, который ожидал, что его новый политический курс станет предвестником глобальных трансформаций, охватывающих не только США, но и Европу.
Между тем определённая электоральная интрига сохраняется в Польше, где трое правых кандидатов совокупно набрали более 50%. Во второй тур вышли два политика, представляющих различные политические полюса: Рафал Тшасковский от умеренного крыла правящей партии «Гражданская платформа» и Кароль Навроцкий, поддерживаемый ведущей оппозиционной партией «Право и справедливость». Примечательно, что между первым и вторым туром Симион лично отправился в Варшаву, где публично поддержал Навроцкого на совместном митинге в польском городе Забже и назвал его будущим президентом.
Вне зависимости от дальнейшего развития событий, состоявшиеся выборы стали индикатором сложного состояния румынского общества, демонстрирующего явные признаки раскола. Для Никушора Дана будет важно установить диалог с электоратом Симиона, который ощущает себя отчуждённым от официального Бухареста. В случае отсутствия эффективных консолидирующих мер от нового президента есть значительный риск того, что страна рискует попасть в спираль конфронтации и постоянных внутриполитических кризисов.
Руководство Молдовы, а также правящая партия «Действие и солидарность», учитывая, что наши местные граждане Румынии в подавляющем большинстве проголосовали за Дана, могут также выдохнуть и продолжить готовиться к парламентским выборам. Победа Джордже Симиона могла бы стать важным фактором, способным изменить конфигурацию политического поля в нашей республике. Однако результаты вчерашнего голосования, вероятно, напротив будут способствовать дальнейшему укреплению позиций PAS и сделают ещё более вероятным сохранение нынешнего политического режима.
Главный итог большого электорального цикла, который начался в 2024 году и завершился в мае 2025 года, заключается в том, что политические элиты страны получили символическое предупреждение от избирателей, ту самую «жёлтую карточку». Результаты выборов продемонстрировали значительное недовольство граждан текущим политическим курсом и правящей элитой, которое выразилось в снижении уровня поддержки системных политиков и в увеличении числа голосов за оппозиционные силы.
Процесс внутриполитических трансформаций, так или иначе, запущен, и цифры на табло говорят о том, что он приобретает черты необратимой тенденции. Победа Дана, хотя и символизирует в какой-то степени продолжение существующего курса, но, по сути, показывает необходимость проведения глубоких реформ и изменений в политической системе страны.