Антон ШВЕЦ
Центральная избирательная комиссия анонсировала открытие всего 10 участков для голосования молдавских граждан из Приднестровья на выборах 28 сентября, что вызвало возмущение в Тирасполе и недовольство оппозиции
В последние дни Тирасполь и Кишинёв вступили в перепалку из-за избирательных участков, которые будут открыты для голосования граждан Молдовы, проживающих в Приднестровье, на парламентских выборах. В пятницу заместитель председателя ЦИК Павел Постикэ предупредил, что комиссия рассматривает снижение их числа до 10 – все они, разумеется, будут работать на правом берегу.
В регионе моментально отреагировали на это, потребовав открытия 41 участка, как на прошлых выборах. С соответствующими призывами выступили Верховный совет, местные депутаты, «уполномоченный по правам человека». Тирасполь апеллирует не только к Кишинёву, но и ряду международных и европейских структур, отклик которых пока запаздывает.
В противоборство вмешалось и бюро реинтеграции – поначалу неожиданно на стороне левого берега. Там формально призвали ЦИК обеспечить возможность проголосовать всем жителям региона, кто будет готов явиться на выборы. Видимо, политический представитель Роман Рошка, оказавшийся в конце списка PAS, рассчитывает на сохранение текущей должности и в будущем не хотел бы слышать лишние упрёки от Тирасполя и международных партнёров в дискриминации и нарушении избирательных прав приднестровцев. Впрочем, сегодня он резко начал
менять риторику, возможно, после получения свежих установок от партийного руководства.
В Тирасполе заявляют, что в прошлом году (на президентских выборах и референдуме) было открыто 30 участков и далеко не все желающие смогли проголосовать из-за ложных сообщений о минировании, блокирования мостов и т.п. Передовая команда миссии бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которая будет наблюдать за парламентской кампанией и составит соответствующий отчёт, уже прибыла в Молдову, но своего слова ещё не сказала.
С этим сюжетом PAS попала в ситуацию типичного цугцванга. С одной стороны, ограничения против своих граждан из Приднестровья могут ударить по имиджу режима и планам реинтеграции. С другой – партия власти не может уступить требованиям Тирасполя, расцениваемым как инспирированные Москвой (которая тоже недовольна открытием у себя всего двух участков). В России уже собирают деньги для отправки молдавских граждан в день выборов на родину или в другие страны, чтобы собрать как можно больше голосов против команды Майи Санду. Тирасполь поступить аналогичным образом не сможет, поскольку местные граждане Молдовы могут голосовать только на специально отведённых ЦИК участках на правом берегу. К тому же полиция уже получила разнарядку максимально внимательно отслеживать и препятствовать т.н. «подвозу» избирателей.
Ситуация выглядит так, словно PAS уже смирилась с поражением внутри страны и рассчитывает обеспечить решающее преимущество за счёт диаспоры (именно таков был итог прошлогодних кампаний). Для этого властям необходимо сузить участие населения из «неправильных регионов» и стимулировать привлечение голосов своих граждан в западных странах. В случае с Приднестровьем прошлый опыт минирований и блокирований, вероятно, не был признан успешным, поскольку чуть не привёл к напряжённости в зоне безопасности. Поэтому принято решение ограничить избирательные права директивно – на уровне ЦИК.
Оппозиция отвечает на это повышенным вниманием к голосованию за пределами страны. Игорь Додон уже анонсировал объединение усилий патриотического блока и «Альтернативы» для фиксации и препятствования фальсификациям на зарубежных участках. Кроме того, социалисты во главе с Додоном вчера провели первый протест у здания ЦИК из-за возможного сокращения участков для левобережья.
Все участники выборов сделали свои ходы, хотя ситуация вокруг граждан из Приднестровья остаётся неопределённой. Во вторник ЦИК перечислил факторы, которыми будет руководствоваться при принятии окончательного решения:
«динамика участия избирателей в последние три избирательные кампании, обеспечение целостности и прозрачности избирательного процесса, а также безопасность избирателей и сотрудников избирательных участков». Трудно судить о том, какие угрозы видит комиссия для прозрачности выборов и, в особенности, безопасности граждан и сотрудников избирательных участков, когда речь идёт об организации голосования исключительно на подконтрольных территориях, обслуживаемых национальной полицией. Похоже, что ЦИК находится в растерянности и просто ждёт соответствующей отмашки от президентуры и правящей партии.
Для последней сюжет облегчается тем, что любое решение, даже ущемляющее права жителей региона, будет по умолчанию принято западом, заинтересованным в консервации режима PAS. А все внутренние жалобы можно легко «утопить» на уровне конституционного суда, новый состав которого (набранный по принципу лояльности правящему режиму) был недавно утверждён в ходе специальной сессии уходящего парламента. Исходя из этого, можно предположить, что планы по лимитированию голосования Приднестровья всё-таки будут исполнены. Будет открыто 10 или чуть больше участков, но точно существенно меньше 30, действовавших в прошлом году. В условиях, когда каждый голос может оказаться решающим, PAS не остановится перед такими мелочами как ущемление прав части населения.
Ситуация вокруг голосования «неправильных» граждан из Приднестровья и России может быть прологом к дальнейшим нарушениям. Фальсификации с почтовым голосованием и в диаспоре, манипуляции с избирательными списками, недобросовестное ведение кампании, запреты на участие в выборах для неугодных политических проектов, задействование административных и бюджетных рычагов – это методы, с которыми связаны надежды PAS на продолжение правления. Если они не встретят существенного отпора оппозиции, это откроет поле для дальнейших мер по узурпации власти.