Сергей ЧЕБАН
На кону не только новый состав парламента, но и выбор внешнеполитического курса – продолжение интеграции с ЕС или возврат в орбиту влияния России
Впервые за последние годы расстановка сил перед парламентскими выборами настолько непредсказуема, что ни один эксперт не берётся назвать фаворита с абсолютной уверенностью.
После серии апелляций и судебных заседаний Центральная избирательная комиссия окончательно утвердила бюллетень для голосования. На выборах окажутся 23 участника – четыре избирательных блока, 15 партий и четверо независимых кандидатов. Это говорит о высокой политической конкуренции, несмотря на то, что когда-то ПСРМ, а ныне – PAS делали всё, чтобы максимально зачистить левый и правый фланг от серьёзных конкурентов. Хотя высокая концентрация участников и является чертой демократических выборов, она одновременно усиливает их непредсказуемость и несёт риск фрагментации будущего парламента.
Главным признаком того, что внутри правящей партии нет полной уверенности в победе, является растущая неуверенность и нервозность. Это чувствуется и в колебаниях предвыборной стратегии, и в противоречивых месседжах. Всё это приводит к частым просчётам, отдающим ощущением хаотичности и неготовности. Характерным штрихом стало недавнее высказывание министра труда Алексея Бузу про «народ или быдло». Одно такое неосторожное заявление, учитывая его резонанс, может стоить записному фавориту гонки нескольких процентных пунктов.
Собственно говоря, уже вчерашние данные социологического исследования iData показали перелом. Если ещё в августе PAS уверенно удерживала лидерство с рейтингом около 25%, то в сентябре её поддержка пусть и незначительно, но всё-таки снизилась. Тем временем ее обошёл Патриотический блок, что закономерно, поскольку объединение разрозненных «левых», в котором избиратель увидел реальную силу, притянуло традиционно лояльный РФ электорат.
Определённое значение имеет появление в предвыборной гонке буквально в последний момент партии «Большая Молдова». Если власти так и не сумеют её исключить, расстановка сил после выборов может измениться существенным образом. Тесная связь партии со структурами Илана Шора и поддержка его «сетки» способны дать ей свыше десяти мандатов. В коалиции с Патриотическим блоком и депутатами из других фракций (в целом или частично блок «Альтернатива») это предоставит условно «пророссийскому» лагерю реальный шанс на формирование собственного правительства.
При такой тенденции PAS не может рассчитывать лишь на свой традиционный ресурс – диаспору, голосующую в основном за проевропейские партии, поскольку это преимущество может быть нейтрализовано той же «Большой Молдовой». Таким образом, на сегодняшний день будущее раскладывается вокруг главного вопроса: сможет ли партия власти мобилизовать правый сегмент на фоне возросшего влияния оппозиционных сил, и кто может выступить её потенциальным партнёром при образовании правящей коалиции.
Похоже, что в глазах PAS блок «Альтернатива» окончательно лишён даже формата технического союзника. В ход идут все доступные методы, чтобы опустить его рейтинг ниже проходного барьера. Главная мишень – Ион Чебан, символ и электоральный донор объединения. Персональные атаки, санкции Бухареста и усиливающееся давление на мэра столицы уже заметно подточили поддержку блока, и, судя по динамике, она может снижаться и дальше. В этой ситуации PAS попробует перехватить часть проевропейских избирателей «Альтернативы», а сценарий коалиции с партией Ренато Усатого постепенно превращается из гипотетического в весьма вероятный.
Помимо этого, на правом фланге можно выделить такую «тёмную лошадку» как «Лигу городов и общин», открыто заявившую о готовности войти в коалицию с PAS ради сохранения европейского курса. В отличие от других политических проектов у Лиги есть сильное позиционирование, ориентированное на местное развитие и представительство регионов. На минувших муниципальных выборах, пусть и локально, но политформирование набрало 56 тысяч голосов избирателей, в то время как для попадания в парламент нужно где-то 80 тысяч.
Одним из наиболее примечательных показателей опубликованного вчера iData исследования стал ощутимый рост общественного запроса на суверенитет. Более 40% опрошенных заявили, что Молдова должна развиваться собственным путём, без внешнего вмешательства и покровительства. Этот тренд формирует дополнительные ниши для оппозиционных сил, причём не только на левом фланге, где традиционно концентрируются молдовенисты-суверенисты, но и на правом. В частности, речь идёт о партии «Демократия дома», которая тесно связана с румынской AUR и экс-кандидатом в президенты Румынии Джордже Симионом.
Главная же интрига кампании кроется в огромной доле неопределившихся избирателей. По различным данным, число граждан, которые ещё не решили, за кого будут голосовать, варьируется от 30 до 40 процентов. Это колоссальный резерв, способный переломить любой, даже самый смелый сценарий или прогноз. Для партии власти этот запас является возможностью осуществить мобилизацию «критического уровня», которая произошла во втором туре прошлогодних президентских выборов. Для Кремля – это потенциал дальнейшего наращивания рейтинга оппозиционных сил. Ну а для новых сил возникает реальная перспектива «выстрелить» и пробиться в будущий парламент.
Несмотря на всю сложность текущего предвыборного фона, на сегодняшний день можно выделить три основных сценария, в соответствии с которыми могут развиваться события после 28 сентября.
Первый и наиболее желательный для продолжения евроинтеграции – убедительная победа PAS и формирование правящей проевропейской коалиции. В этом случае партия власти должна набрать от 35 до 40% голосов и быть готовой пойти на компромиссы с младшими партнёрами для создания устойчивого парламентского большинства.
Второй вариант – это реванш левых сил, суммарно набирающих больше проевропейских партий. Такой результат затормозит «продвижение к ЕС любой ценой» и укрепит позиции России в Молдове, создавая предпосылки для серьёзного пересмотра внутренней и внешней политики страны.
Третий сценарий предполагает фрагментацию будущего парламента, когда PAS и левые силы не получают достаточного количества голосов. В этом случае никому не удаётся сформировать большинство. В конечном итоге такое положение приведёт к хроническим кризисам и, вероятнее всего, к проведению досрочных выборов в ближайшей перспективе.
На исход выборов повлияют несколько ключевых факторов. Прежде всего, явка, рост которой будет означать снижение числа неопределившихся, которых сейчас как минимум треть, и возможность нетривиального исхода голосования. Участие диаспоры также важно, однако его значение может быть нивелировано сниженным интересом к парламентским выборам и отсутствием реальной альтернативы среди проевропейских партий.
Впереди нас ждут три напряжённые и горячие недели. Интрига будет сохраняться до последнего, поскольку от предстоящего выбора зависит очень многое: политическая (не)стабильность, экономические перспективы, отношения с соседями и международными партнёрами. Для многих давно стало очевидным, что голосование 28 сентября – не просто борьба партий за парламентские кресла, а определение стратегического курса Молдовы. Потому и нынешняя кампания воспринимается не как локальная электоральная борьба, а как часть более широкого геополитического противостояния.