Кристиан РУССУ
Использованные в избирательной кампании PAS агрессивные нарративы о нетерпимости к оппонентам и поиске внешних врагов ушли в народ, провоцируя новый этап раскола в обществе
«Победителей не судят», «на войне все средства хороши» – известные выражения, смысл которых сводится к необходимости использовать все доступные силы и средства для достижения цели. Борьба за власть, в особенности за ее удержание, как ничто другое может сподвигнуть участников к применению самых радикальных мер, негативные последствия которых зачастую несопоставимы с реальной ценностью постов и должностей. Сопутствующий ущерб можно трезво оценить лишь после полной победы, если она вообще состоялась. Однако даже в этом случае восстановление утраченного может оказаться невозможным.
Начало открытого противостояния, включая военную составляющую, между государствами и прочими участниками международных отношений как следствие внутриполитической борьбы – давно не новость. Неизбежность вступления в схватку безотказно действует на людей в качестве мобилизующего фактора на протяжении тысячелетий. Только за четверть нынешнего века властные элиты отдельных государств сугубо из электоральных соображений спровоцировали в мире десятки вооруженных конфликтов. Последний пример того – Израиль. Сколько раз там военные угрозы становились лейтмотивом выборных кампаний или инструментом перераспределения материальных благ – не счесть. Однако во всех случаях это приводило к долгосрочным изменениям в обществе. Неопределенность, недоверие, страх, отказ от толерантности и поощрение дискриминации – все это, помимо создания благодатной почвы для манипулирования и пропаганды, ведет к деградации государства.
В нашей стране многие наивно полагали, что радикальные лозунги и призывы к расправе над инакомыслящими – лишь удел отдельных маргиналов, которых всерьез никто не воспринимает. Всегда имелись таковые и в команде правящей партии, но от их одиозных взглядов и агрессивных действий приходилось иногда открещиваться официально. Но после начала активной фазы избирательной кампании те самые радикальные и воинственные лозунги стали главным лейтмотивом партии власти и всех подконтрольных институтов, в том числе СМИ. В информационной войне PAS использовалось все, что могло встряхнуть электорат, даже фейки о планах России истребить молдаван и заселить нашу страну киргизами и узбеками. Градус истерии достиг небывалой высоты. Признание неминуемой внешней угрозы, нависшей над страной, активный поиск «пособников Кремля», слуг Шора и его «грязных денег», линчевание оппозиции, активный хейт-спич в отношении жителей Левобережья и Гагаузии. Под девизом «Родина в опасности» в ходе парламентской кампании были санкционированы и дискриминированы тысячи наших граждан. Но самое опасное в том, что власти отказались от монополии на насилие, не пресекая, а поощряя террор в обществе.
Выборы прошли. Правящая партия в полной мере сохранила власть и празднует победу. На этом фоне несколько смягчилась и риторика. Если до выборов там безапелляционно утверждали о выявленных сотнях тысяч евро (сначала 300, позднее 200), использованных силами извне на подкуп избирателей, то после подсчета голосов оказалось, что ничего не повлияло на избирательный процесс и его легитимность. Призывы изолировать жителей по ту сторону Днестра, как должников России за газ и ярых противников европейского будущего страны, сменились убежденностью в способности приднестровцев оценить европерспективы. Неприкрытая неприязнь и маргинализация гагаузских элит и рядовых жителей автономии пока тоже сошли с повестки дня. Понятно, что сменившийся публичный тон властей не означает отказа от порочной практики преследования неугодных, но и в сохранении прежнего режима тревоги уже нет нужды. Сами функционеры PAS открыто признают, что устали нагнетать напряженность.
Однако ранее вброшенные населению страны нарративы враждебности и нетерпимости не только продолжают жить своей жизнью, но и активно распространяются. Яркий тому пример – негативное отношение ко всем критическим высказываниям в адрес политики и действий власти в период выборов. Попытки анализа произошедшего встречают активное сопротивление. Указание отдельными инфлюенсерами на нарушение избирательных прав является основанием для массового порицания и медийного линчевания. Так, фокус на прецедент массового ограничения доступа жителей левобережных районов к избирательным урнам встречает обвинения в поддержке сепаратизма, работе на Кремль, подрыве национальной безопасности и попросту сопровождается прямыми угрозами. Все это высказывают или одобряют люди самых разных профессий, происхождения и социального статуса. Переняли агрессивную риторику и лексику политиков румыноязычные представители национальной интеллигенции, русскоязычные домохозяйки, перебравшиеся из Украины бизнесмены и многие другие.
Критические возгласы и указание на очевидные нарушения прав и свобод, отход от демократических принципов и европейских ценностей многие наши сограждане пытаются прикрыть точно так же, как это делали власти против оппозиции в выборный период. Многие из них стали жертвами пропаганды и манипуляции, активно ретранслируя в общественном поле разрушительные негативные месседжи, в которых сама власть уже не нуждается. Можно сказать, что PAS взрастила целую когорту активистов, возомнивших себя судьями над всеми инакомыслящими, и их уже не остановить. Все это будет использоваться в обществе в качестве легитимированного властью инструмента для борьбы «всех против всех»: для устранения неугодного бизнес-конкурента, расправы с соседом из-за громкой музыки или буллинга в коллективах.
Деградация общественных связей, взаимная вражда, разрушение системы гуманитарных ценностей и принципов морали в соседней охваченной войной Украине могут в полной мере стать нашей реальностью в самое ближайшее время. Признаки таких серьезных проблем в прежде относительно толерантном и сплоченном молдавском обществе пока не занимают внимания политиков, занятых дележом портфелей. Это пока удел философов и социологов. Но в скором времени все это неизбежно выльется в новые конфликты, способные окончательно похоронить все наши прежние демократические достижения и саму государственность.