Антон ШВЕЦ
Зарубежные партнёры команды Майи Санду, прежде всего Брюссель, обеспечили консервацию режима PAS на ближайшие три года, но их поддержка грозит серьёзно ослабнуть из-за масштабных внутренних проблем
PAS получила парламентское большинство и делает шаги по окончательной консолидации и захвату власти внутри страны. Этому помогает карт-бланш со стороны западного сообщества, наперебой расхвалившего режим за формально убедительный результат выборов (вопреки тому, как именно он был достигнут) и «победу над Россией». В ближайшей перспективе правящая партия сфокусируется на внутриполитических приоритетах – окончательном демонтаже Гагаузской автономии, усилении влияния на столицу (вплоть до смещения действующего примара), распределении министерских и ведомственных портфелей, управлении схемами и ресурсами, попытках увеличить число контролируемых мандатов в парламенте с прицелом на обретение конституционного большинства.
PAS располагает достаточным временем абсолютистской, ничем не ограниченной власти для реализации программы правления и личных целей её функционеров, благо центральные институты полностью захвачены, а до завершения президентского мандата Майи Санду целых 3 года. Теоретически нынешний режим мог бы заняться также нормализацией экономической жизни страны, повышением социальной обеспеченности граждан и восстановлением некоторых отраслей, которые игнорировались долгие годы. Но эти задачи ввиду их сложности никогда и не были приоритетом в период «хороших времён».
Безопасность и функциональность властной конструкции в Молдове, способность к решению внутренних задач сейчас полностью зависят от внешней среды. PAS, нарастившая долги для проведения электоральной кампании и «затыкания» бюджетных дыр, рассчитывает на сохранение доступных донорских и кредитных ресурсов, а также информационно-дипломатической поддержки, отвлекающих от репрессивных, неэффективных и не всегда конституционных методов управления.
И вот на этом периметре Кишинёв могут ожидать некоторые разочарования, уклониться от которых будет затруднительно. Вашингтон с начала года утратил стратегический интерес к Молдове, сократил финансирование и программы поддержки, не спешит назначать посла и глубоко погружён в конфликтные сюжеты высокой интенсивности в Украине и на Ближнем Востоке. Принято считать, что Молдова ситуативно переориентировалась на Париж, Лондон и Брюссель (помимо традиционного союзника в Бухаресте), именно в этих столицах получая финансовую подпитку и политическую легитимность.
Однако положение дел в государствах, «курирующих» Молдову, остаётся максимально шатким. В частности, это касается Франции и Великобритании, с которыми Молдова связана договорами о военном и разведывательном сотрудничестве, имеющими черты прямого внешнего управления.
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер из Лейбористской партии к концу сентября имел самый низкий рейтинг поддержки избирателей за всю историю социологических опросов (результатами работы его правительства были довольны лишь 13% респондентов, в то время как 79% высказались против; т.е. минус 66 пунктов – предыдущий премьер Риши Сунак покинул должность на фоне антирейтинга в 59 пунктов).
Не лучше складывается ситуация у Эммануэля Макрона, давно прибегающего к сомнительным политическим технологиям для сохранения своей линии вопреки мнению большинства населения. В понедельник «на выход» с должности премьера попросился ближайший соратник главы Франции Себастьен Лекорню, занимавший свой пост менее месяца и оказавшийся неспособным получить в парламенте вотум доверия новому кабинету министров. Париж всерьёз сталкивается с перспективой конституционного кризиса и досрочных выборов в национальную ассамблею из-за невозможности согласования миноритарной партией Эммануэля Макрона позиций с представителями правого и/или левого спектра. Внутриполитические хитрости и провальная внешняя стратегия действующего французского президента вызывают нарастающее отторжение в обществе, выливающееся в протесты, для подавления которых приходится использовать грубые полицейские методы.
В Германии, экономическом локомотиве Евросоюза и основном финансовом доноре Молдовы, правящие партии раз за разом демонстрируют удручающие результаты на региональных выборах, а Фридрих Мерц остаётся канцлером с рекордно низким рейтингом. Промышленно-экономический кризис на фоне удорожания сырьевых ресурсов и необходимости постоянного увеличения трат на содержание мигрантов и военную поддержку Украины становится дополнительной головной болью для федерального правительства, сужающей возможности для активной внешней политики.
Точкой опоры для PAS остаётся Брюссель, в том числе задающий магистральную идею о скором членстве Молдовы в Европейском союзе, без мифологии вокруг которой полностью теряется смысл неэффективного и антидемократического правления команды Майи Санду. Однако и тут есть свои проблемы и шероховатости. К Венгрии и Словакии, отклоняющимся от стандартного курса ЕС и критикующим Брюссель и Киев, вскоре может добавиться Чехия, где на выборах в выходные победила партия евроскептика и миллиардера Андрея Бабиша.
В свою очередь, левые и правые фракции в Европарламенте инициировали обсуждение вотума недоверия текущему созыву Еврокомиссии во главе с Урсулой фон дер Ляйен. «Правительство ЕС» в этот четверг предсказуемо устоит, но идеологическая и стратегическая пропасть между потребностями национальных государств (и народов Европы) и интересами евробюрократии будет неизбежно нарастать, регулярно выливаясь в конфликты и саботаж отдельных решений. Это может затронуть и Молдову, с заявкой которой могут возникнуть проблемы ввиду её связности с членством в ЕС Украины и принципом единогласного принятия решений.
Никушор Дан и Илие Боложан также пока не могут стабилизировать ситуацию в Румынии, являющуюся отголоском затратных электоральных кампаний и череды просчётов в освоении средств Евросоюза. Пока правящей коалиции удаётся не допустить социального кризиса и разрастания протестного движения, однако бюджетно-финансовое положение Бухареста на грани санкций ЕС, требующее дальнейшего сокращения расходов, вызывает тревогу. Президенту и премьеру Румынии всё труднее объяснять населению и даже работникам сектора публичного управления свою экономическую политику, что чревато развалом мажоритарной коалиции уже в следующем году. В частности, одним из вопросов, провоцирующим давление на руководство Румынии, является продолжающаяся поддержка Молдовы и Украины.
Таким образом, PAS располагает карт-бланшем, временем и амбициями для новой встряски внутриполитического поля, укрепления правого авторитарного тренда и централизации управления в Молдове. Непонятно только, кто именно из зарубежных доноров будет оплачивать симуляцию реформ и «поддержание штанов» республики в перспективе ближайших 3-4 лет. К тому же Кишинёв пока в полной мере не осознаёт, что от PAS может потребовать в среднесрочной перспективе Брюссель, работающий над военно-стратегическим сдерживанием России.