Страна продолжает обрастать когортами западных армейских советников, сетью доноров оружия и техники, а также оборонными договорами с Евросоюзом и его ведущими государствами. У такого избыточного внимания к незначительной в военном отношении Молдове есть свои резоны
Семен АЛБУ, RTA:
Итак, электоральные страсти полностью улеглись. Все участники предвыборного забега смирились и приняли его результаты, расползшись по разнообразным фракциям в парламенте. Жизнь потекла своим чередом и примерно по прежней колее. Так что, если кто-то рассчитывал, что скорая замена премьера-силовика на премьера-экономиста означает кардинальную смену приоритетов режима, то зря. Даже если экономике, наконец-то, достанется больше любви с политического верха, то одну из главных «коров» – милитаризацию – продолжат откармливать даже в условиях «пустеющих амбаров».
Тут сразу хочется указать, что одним из первых поствыборных решений власти стало утверждение обновленной военной стратегии страны на следующие десять лет. Да, разрабатывалась она, конечно, задолго до октября, но получилось, согласитесь, достаточно символично.
О документе сказано уже многое, упомяну лишь основное: численность армии увеличат, военные расходы повысят до 1% ВВП. Вооруженные силы будут активнее участвовать в международных учениях и миссиях. Но главное – они должны быть модернизированы и приведены в точное соответствие стандартам ЕС, то есть интегрированы в систему безопасности Евросоюза.
Новая стратегия полностью укладывается в ту стратегическую линию, которая была намечена «документами-собратьями» о национальной безопасности и национальной обороне. И, кстати, никто даже не скрывает, что бумага составлялась при деятельном участии иностранных советников и экспертов, в частности из США, Румынии и прочих западных государств. Что даже логично, ведь именно присланные «казачки» помогут претворять в жизнь ту самую амбициозную программу перевода национальной армии на западные рельсы.
Среди них, например, консультанты из экспертной миссии бундесвера – эту группу представили на встрече министра обороны Анатолия Носатого с новым послом ФРГ. На протяжении следующих четырех лет – да, мандат у них длинный – им предстоит анализировать оборонный потенциал нашей страны. Но не немцами одними – помимо них есть у нас и французские атташе, и американские советники, и британские специалисты – о последних стало известно буквально недавно. Они займутся обучением наших военных современным тактикам защиты от беспилотников.
Как видим, армейские реформы пойдут под плотной опекой Европы, которая делает из нас эдакий бастион на юго-востоке своего геополитического ареала – понятно против кого. Собственно, во всех вышеназванных стратегиях вполне себе открыто именно Российская Федерация названа главной угрозой. Причем как в контексте непосредственно военного присутствия на молдавской территории, так и в плане возможного продвижения к нашим границам в ходе войны в Украине.
Этими обстоятельствами оправдывается переход к концепции «активного нейтралитета», предполагающего резкое укрепление оборонительного потенциала республики. Наши власти и прикормленные ими эксперты тут любят отмечать, что мол 1% ВВП – это все равно мало и никакой милитаризацией на самом деле не пахнет. Правда, почему-то забывают, что национальная армия спонсируется сейчас отнюдь не только из молдавского бюджета, но и благодаря западным вливаниям в военный сектор Молдовы.
И вливания эти по своим объемам более чем солидны, исчисляясь уже сотнями миллионов евро. Причем денежные отчисления соседствуют с конкретными поставками всякого-разного военного. Только за последние годы нам поставили: радар наблюдения за воздушным пространством, скоро заработает и его собрат; десятки единиц разномастной техники; некое оборудование для перехвата дронов; сами дроны; противотанковые установки; средства защиты и снаряжение.
Этим и близко не исчерпывается перечень «подарков». Причем география благодетелей максимально широкая и, как несложно догадаться, состоит исключительно из стран западного блока: США, Германия, Франция, Румыния, Польша, Литва…
Обрастает Молдова не только когортами иностранных консультантов, а также сетью военных поставщиков и доноров, но и пакетом соответствующих договоренностей. Так, именно наша страна стала первой, кто заключил с Евросоюзом соглашение о партнерстве в области безопасности и обороны. Подобные бумаги были подписаны и с Францией, и с Румынией, и с Германией. Генсек НАТО открыто заявляет о «тесном сотрудничестве» с Молдовой. Ну, а просто встречи нашего министра обороны с западными коллегами, равно как и визиты иностранцев с крупными звездами на погонах, стали в последние годы совершенно обыденным делом.
Такое внимание больших и уважаемых партнеров к военным возможностям нашей маленькой страны, на первый взгляд, смотрится избыточным и необъяснимым. Впрочем, как кажется, тут действуют резоны на сразу нескольких уровнях. Во-первых, играет роль общий курс Евросоюза на милитаризацию и мутирование в военно-политический блок, для чего уже разработана и утверждена грандиозная программа перевооружения на сотни миллиардов евро. В этом смысле заняться оборонкой своего потенциального нового члена, да еще имеющего «пограничный характер», вполне логично.
Но есть и «второе дно». Как видим, именно ЕС стал той силой, которая больше всего желает продолжения войны в Украине и топит любые миротворческие инициативы. Многие европейские деятели уже не скрывают, что текущий конфликт нужен объединению, чтобы, с одной стороны, по максимуму истощить силы и ресурсы России, а с другой – самим подготовиться к будущей «горячей» фазе столкновения с РФ. То, что таковое неизбежно, сейчас из всех национальных рупоров вдалбливают в головы «неразумной» внутренней аудитории, параллельно объясняя им на пальцах неизбежность «пушек вместо масла» и возвращения всеобщего военного призыва в тех странах, где он был отменен как, к примеру, в Германии.
А для развязывания нового конфликта с Москвой или подливания масла в огонь уже имеющегося Молдова подходит намного лучше, чем другие страны Восточной Европы, и все знают почему. Именно здесь удобнее всего сформулировать легитимный и понятный всем казус-белли, благо наши власти уже давно и всем рассказывают про российские «оккупационные» войска и непрекращающиеся гибридные атаки.
И тут обращает на себя внимание, какие именно приоритеты ставятся в военной стратегии, с которой я начал свой рассказ. А это у нас укрепление систем ПВО, наблюдения за небом и радиоэлектронной борьбы – чтобы отбивать потенциальные удары РФ, которые на данный момент могут наносится только воздушным путем. И, что важно, развитие сил специальных операций, которым среди прочего вменяется выполнение «прямых действий», в том числе на «временно оккупированных территориях».
Хочется верить, что этот гипотетический сценарий ни один из принимающих решения центров ЕС никогда не захочет претворить в жизнь, и все это увлечение военщиной так и останется дорогой, но относительно безвредной игрушкой. Но надо понимать, что у всех капитальных инвестиций западного сообщества в непримечательную с виду Молдову есть своя цена – и, если понадобится, это вполне может быть даже война.