Вчера на фоне фермерских беспорядков в Брюсселе европейские лидеры согласовали еще одно решение, ведущее к дальнейшей экономической и политической деградации некогда процветающего объединения
Семен АЛБУ, RTA:
Насколько ж символичными и в какой-то мере фантасмагорическим получились вчерашние события в самом сердце Евросоюза. На фоне полыхающих фермерских протестов, завершившихся стычками с полицией, заседавшие рядом европейские лидеры ломали голову над важнейшей задачей. Настолько значимой, что печально известная глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен обещала, что никто не выйдет со встречи, пока решение не будет найдено. Но если вы думаете, что такая преданность делу была связана с теми же бастовавшими аграриями или другими внутренними проблемами, то вы глубоко заблуждаетесь. На самом деле, столь искреннее рвение, достойное лучшего применения, заслужил куда более прозаический вопрос: где найти деньги на войну.
Да, Брюссель отчаянно жаждет продолжения украинского конфликта, что уже давно скрывается. И в этом даже нет ничего удивительного, ведь, пока идут боевые действия, можно делать много того, чего раньше было нельзя. Например, ограничивать права и свободы граждан, попирая ранее казавшиеся незыблемыми принципы демократии. Или консервировать либеральные политические режимы, подавляя набирающую силу «правую волну» и нивелируя институт выборов – пример Румынии не даст соврать. Или даже направить умопомрачительные 750 миллиардов евро на милитаризацию с прицелом на превращение ЕС в военно-политический блок, на чем могут озолотиться многие «хорошие люди» в высоких кабинетах.
Есть и такой мотив, как внутреннее реформирование в авторитарную сторону, с лишением каждого члена ЕС права вето в пользу принятия решений простым большинством. В период «чрезвычайных времен», вызванных войной, проводить такие преобразования, конечно, куда проще. А они, безусловно, еще больше ослабят влияние национальных государств и, напротив, усилят позиции евробюрократии. Экономическая деградация и снижение уровня жизни подвластного населения – не такое уж и большое неудобство в сравнении с перечисленными бонусами.
Немного поясню, почему я считаю, что вчера Брюссель, по сути, внес огромный вклад в продолжение войны. Расклад в целом сейчас такой. Есть разработанный США мирный план, в общих чертах согласованный и с Россией, и с Украиной, за исключением пары принципиальных моментов вроде добровольного ухода украинских сил со всей территории Донбасса. Как сообщалось, переговоры вышли, что называется, на финальную стометровку, хоть все переговорщики и признавали, что этот оставшийся участок – самый сложный. Тем не менее, впервые за четыре года замаячил реальный шанс закончить эту трагедию.
Однако Евросоюз со своей стороны начал делать всё, чтобы сорвать наметившуюся сделку. Во-первых, с ходу отверг любые компромиссы по территориальному вопросу. Во-вторых, начал продвигать идею размещения европейских сил в Украине, прекрасно зная, что Москва ни в каком виде на это не согласиться. Соответственно сознательно вносил «непроходной» пункт в соглашение.
Но чтобы действительно уничтожить возможную договоренность, нужны были не только слова, но и дела. ЕС должен был показать, что готов вкладываться и дать Украине те карты, об отсутствии которых постоянно говорит Дональд Трамп. Я сейчас имею в виду, конечно, деньги. Всем известно, что у Киева уже весной заканчивались бы доступные средства на дальнейшие боевые действия, и без внешней подпитки было никак не обойтись. Вчера, как видим, средства нашлись, пусть до фактического изъятия российских активов дело не дошло.
Причем не надо думать, что это хоть как-то можно назвать «помощью». Те согласованные 90 миллиардов – всё равно сумма недостаточная, ее точно не хватит на то, чтобы переломить ход войны. Она лишь даст возможность и дальше воевать в прежнем режиме, то есть в том, который ведет к поражению соседней страны и, соответственно, к еще большим человеческим, экономическим и территориальным потерям. В Брюсселе это хорошо понимают, но их это устраивает. Ведь Украина тут – лишь разменная монета, инструмент сдерживания и истощения России, которую ЕС выбрал себе главным геополитическим противником. Сопротивление Киева даст время самим вооружиться и подготовиться к новому этапу противостояния с РФ на своих условиях.
Поэтому вчерашнее решение – безумие в чистом виде. Как видим, оно не имеет ничего общего с настоящей поддержкой Украины. Вместо того чтобы эти деньги были вложены в ее послевоенное восстановление по плану Трампа, они пойдут на спонсирование дальнейших убийств. Не лучше будет и европейским гражданам, чьи налоги в очередной раз уйдут «в песок». Хотя это называется кредитом, надежд их увидеть обратно почти нет. Ведь по условиям Киев должен их будет вернуть только после получения репараций от России. То есть практически никогда.
Бонусом идет еще один шажок к дезинтеграции Евросоюза. Как видим, три страны сообщества, где у власти находятся здоровые силы, ориентированные на защиту национальных интересов, смогли выскочить из этого губительного механизма. А 24-м остальным членам ЕС придется теперь утрясать такие вопросы, как поиск нужных источников финансирования, определение доли каждого государства и т.п. Много времени и сил вместо решения насущных вопросов уйдет вот на это всё – фермеры пока подождут, а по политической стабильности Союза в любом случае будет нанесен неслабый удар.
Можно ли сказать, что вчера европейские лидеры действовали в интересах населения ЕС? Что выделение почти сотни миллиардов евро на продолжение разрушительной опасной войны на фоне системных экономических проблем – разумный шаг? Что «утопление» одной из лучших возможностей покончить с этим страшным конфликтом – то, чего реально хотели люди по всей Европе? Ответы здесь, думаю, очевидны.
Отсюда возникает главный вопрос – а в какое объединение мы с вами все вообще идем? Будут ли там к моменту нашего вступления все те заманчивые перспективы и преимущества, коих уже сейчас всё меньше с каждым днем? Или тот ЕС, куда мы придем, окончательно мутирует в агрессивное милитаристское объединение, зараженное опасным мессианством, упрямо не замечающее проблем с миграцией и преступностью в своих городах, с задыхающейся от дорогих энергоресурсов промышленностью, готовое жертвовать благосостоянием своих граждан ради целей войны? От PAS этого требовать глупо, но их сменщикам было бы неплохо хорошенько подумать над всем тем, что происходит, и оценить правильность избранного курса.