Мнение: Брюссель должен ужесточить политику по Молдове и Украине

Главная / Аналитика / Мнение: Брюссель должен ужесточить политику по Молдове и Украине
Автор RTA Алекс ГОРАК прокомментировал для редакции портала влияние украинского обострения на европейскую политику в регионе. Эксперт уверен, что инцидент в Керченском проливе демонстрирует уязвимость ситуации в Молдове и Украине и отсутствие у Европы способов на нее повлиять. О чем говорит конфликт в Азовском море
Неделю назад Украина не интересовала экспертов и журналистов, а теперь о ней говорят все. Киеву потребовалось пять дней, чтобы вернуться в прайм-тайм телевидения и передовицы информагентств. Столкновение кораблей в Азовском море привело к жесткому дипломатическому конфликту и военному положению в 10 областях Украины.  События показывают, что у каждого противостояния есть своя логика, которая развивается независимо от пожеланий и деклараций. Брюссель, Москва и Вашингтон много высказывались о «недопустимости обострения», но не смогли его предотвратить. Выходит, что у действующих лиц украинского кризиса нет для этого эффективных рычагов влияния. Про Украину почти забыли с тех пор, как на Донбассе прекратились активные боевые действия и перестали массово гибнуть люди. Самые острые сюжеты в те годы разворачивались в Сирии и отношениях Москвы и Вашингтона. Украинские политики много раз старались вернуться в фокус внимания мировых СМИ: угрожали прекратить железнодорожное сообщение с Россией и разорвали договор о дружбе и сотрудничестве. Провокация в Керчи у медийном плане удалась лучше всех, так как у нее были конкретные предпосылки. Нынешние отношения Украины и России — пример полного недоверия и тотальной взаимной неприязни.  Ожесточенность, с которой Киев и Москва схлестнулись на Азове, во многом происходит из внутриполитической ситуации в обеих странах. Власти Украины и России столкнулись с  проблемами в экономике и не могут эффективно удовлетворить запрос общества на достойный уровень благосостояния. Украинская ситуация к тому же осложняется предвыборным контекстом. В стране пройдут выборы президента и депутатов Верховной рады, а значит 2019 год определит дальнейшие параметры и курс развития Украины. Ставки высоки, и украинские политики серьезно нервничают. Пока выборы не пройдут, ждать стабильности в Украине бессмысленно. Между кандидатами постоянно растет конкуренция, обостряется непубличное противостояние групп влияния и отдельных олигархов. Над всем этим довлеет специфическая политическая культура Украины, которая эксплуатирует элементы шоу-политики и приемлет неконтролируемый деидеологизированный уличный протест. На протяжении 2019 года Украина будет провоцировать напряжённость в отношениях с соседями и угрожать всей общеевропейской безопасности. Дело не только в конфликте с Россией по поводу Крыма, Донбасса, транзита газа и дележа акваторий. Украина имеет крайне запутанные, в том числе в территориальном плане, отношения на западных границах – с Румынией, Венгрией и Польшей. Чем слабее будет центральная власть в Киеве, тем интенсивнее эти европейские страны будут влиять на судьбу исторически близких им западных областей Украины. И напряженность от этого только возрастет. Европейский союз не только предотвратил новый украинский кризис, но и в лице отдельных стран-участниц вторгается на территорию Украины. Обеспечить стратегическую стабильность и безопасность в Восточной Европе такими противоречивыми действиями невозможно.

Вызовы в Молдове

Молдова — еще одна головная боль Евросоюза. В отличие от Украины в последние пять лет там не было войны и государственного переворота, зато было много политических кризисов. В феврале в Молдове снова пройдут парламентские выборы. Главный молдавский олигарх Владимир Плахотнюк и его Демократическая партия идут на любые ухищрения для удержания власти. Излюбленный прием демократов — жесткая дискредитация конкурентов, и в 2018 году «достается» именно проевропейской оппозиции: ее лидеров обвиняют в измене родине и пытаются не допустить к выборам. Атмосфера в Молдове накаляется волнами критики и вбросами компромата, отчего раскол страны по политическим признакам только усугубляется. Никто не даст гарантий, что после парламентских выборов Республику Молдова ждет стабильность. Наоборот, эксперты все чаще предрекают новые досрочные выборы. Во многом этим объясняется оперативная и солидарная реакция молдавских властей на эпизод в Керченском проливе. Единение перед общей угрозой – отличный повод для оправдания нарушений избирательных прав граждан и других симптомов деградации демократии. Но нарушения всегда ведут к новым нарушениям, а их «лимит» для Молдовы закончился – Евросоюз заморозил макрофинансовую помощь как минимум до февраля 2019-го. По совокупности факторов Молдова и без того не выглядит стабильным обществом и государством ни сейчас, ни в ближайшей перспективе. Поскольку появление устойчивой коалиции после выборов кажется маловероятным, без европейских денег страна рискует столкнуться или с новым витком социальной нестабильности. Переждать у Евросоюза в этом случае тоже не выйдет. Без европейских денег Кишинев не выживет, а бесконечно оттягивать финансирование и рисковать геополитическим проектом «европейская Молдова» Брюссель не рискнет.

Время для жестких решений

Европейский союз остро нуждается в новых подходах к политике по Украине и Молдове. Киев и Кишинев погружаются в логику внутри- и внешнеполитического противостояния и теряют способность трезво оценивать последствия своих шагов. Парадоксально, но единственное, что удерживает молдавско-украинский регион от тотального кризиса и вооруженного конфликта, это фактор Приднестровья. Непризнанная «ПМР» находится в состоянии конфликта с Молдовой и все годы живет как на пороховой бочке. Приднестровскому населению и местным политикам есть, что терять. Как следствие, Приднестровье для Европы остается единственным предсказуемым субъектом в регионе, чем объясняется пристальное внимание к нему различных агентств развития и дипломатических миссий членов ЕС, а также наличие у местного бизнеса возможности свободно торговать с европейскими странами. Разумеется, ЕС не избежит критики за то, что ситуация в зоне прямых европейских интересов вышла из под контроля и снова скатывается к непредсказуемой истерии 2014-2015 годов. Однако ситуацию еще можно исправить. Брюсселю следует учитывать происхождение правящей элиты Молдовы и Украины. В общем смысле эти люди оказались во власти благодаря стечению обстоятельств, а политическая власть для них стран выступала лишь средством защиты сколоченного в 90-е и 2000-е годы капитала. В Молдове и Украины нет государственных менеджеров, которые мыслят в логике последовательной внешней и внутренней политики. Поэтому у Европейского союза в руководстве Молдовы и Украины нет партнеров, способных говорить с Брюсселем на одной языке, а именно считать демократию и стабильность действительной ценностью. Основной мотив у нынешних элит — сохранение власти, поэтому Европейский союз почти не может на них повлиять. Представляется, что в будущем Европейскому союзу необходимо выстроить новую политику в отношении Киева и Кишинева для того, чтобы сформировать необходимое уважение к европейским интересам и рекомендациям. Очевидно, что после формирования новых властных структур в Молдове и Украине Брюсселю следует заявить понятные, исполнимые, но жесткие требования в отношении местных властей, неисполнение которых приведет к моментальной остановке финансирования по линии евроструктур. Отдельно Европейскому союзу следует проработать механизмы включения европейских рекомендаций в программы внутренней и внешней политики Украины и Молдовы во избежание внутри- и внешнеполитических кризисов, препятствующих построению стабильности в регионе. В общем смысле Европа, руководствуясь уроками инцидента в Керчи, должна осознать свою ответственность за воспитание в ассоциированных странах восточной Европы политических элит нового формата, проводящих предсказуемую политику и относящихся к демократии как к реальной ценности. В противном случае данный регион останется очагом конфликтности на годы вперед.