Возвращение трудовых мигрантов: есть ли риски?

Главная / Аналитика / Возвращение трудовых мигрантов: есть ли риски?
МВД России в очередной раз объявило амнистию для граждан Молдовы, которые нарушили сроки пребывания в РФ. В Москве открыто говорят, что сделали это по просьбе Игоря Додона, которую президент озвучил на встрече с Владимиром Путиным. Под амнистию попадут примерно 170 тысяч трудовых мигрантов: с 1 по 24 февраля 2019 года они смогут выехать в Молдову без привлечения к административной ответственности. Амнистия ожидаемо добавит голосов президентской Партии социалистов в канун парламентских выборов, намеченных на 24 февраля. Эксперт RTA Дорин МОКАНУ обращает внимание, что амнистия может привести к неожиданным последствиям, если демократы решать использовать ее против Додона.

Риск №1

Очевидно, что «окно амнистии» смоделировано под день выборов —вернувшиеся на родину молдавские граждане смогут принять участие в голосовании и в благодарность проголосовать за партию Игоря Додона. На деле все сложнее: борьба между политическими силами идет за каждого избирателя, а условные 170 000 – «лакомый кусок» в условиях, когда даже тысяча голосов сможет склонить чашу весов в пользу партии или кандидата.  Очевидно, что за такой электоральный резерв поборется ДПМ, и как ни странно, у демократов в этой борьбе неплохие стартовые позиции. Нельзя исключать, что правительство по очередной инициативе Плахотнюка придумает очередную благотворительную программу наподобие «Первого дома» и «Хороших дорог» для всех, кто вернется в страну с 1 января по 24 февраля. Очевидно, что технологи ДПМ постараются обвинить Игоря Додона в политическом цинизме, ведь решение об амнистии выглядит как предложение выбрать между депортацией из России или голосом за ПСРМ. Медиаресурсы координатора постараются внушить всем вернувшимся чувство обиды и будут обещать, что при власти ДПМ уезжать на заработки не придется. В особой «зоне риска» семьи тех, кто воспользоваться достижениями Игоря Додона по какой-либо причине не сможет – они почувствуют несправедливость сильнее всего.

Риск №2

Еще одна проблема амнистии в том, что она непредсказуемо увеличивает избирательные списки. Сколько в действительности граждан вернется в Молдову, никто пока не знает. Поэтому такое массовое возвращение — удобная основа для разного рода махинаций. Не секрет, что административный ресурс в Молдове контролирует Демократическая партия. Демократы вполне могут добрать недостающие голоса и приписать сколько угодно «мертвых душ», в особенности на выборах по одномандатным округам, где для победы достаточно перевеса в несколько голосов. К тому же предвыборная «бомбардировка» общества повышением зарплат и пенсий, социальными программами и показателями экономического роста не пройдет бесследно. Всегда можно заявить, что люди вернулись и сделали правильный выбор, оценив, как преобразилась Молдова. Возвращение сотен тысяч граждан в Молдову будет иметь и обратный эффект при голосовании за рубежом, то есть в самой России. Амнистия автоматически лишаем смысла попытки увеличить число избирательных участков в России, так как в этом, по логике, не будет необходимости.

Риск №3

Еще одна проблема амнистии в том, что конституционный суд попытается признать договоренность Игоря Додона с Владимиром Путиным  «недобросовестной агитацией» или «вмешательством России в парламентские выборы». [Прим. ред.: на момент публикации этой статьи Павел Филип уже заявил о «вмешательстве России»]. В современной Молдове может произойти всё что угодно, и таких обвинений может быть достаточно для переноса выборов на более поздний срок. Важно понимать, что трудовые мигранты нарушают российское законодательство не из злого умысла — просто в России они держатся за работу, которая обеспечивает их семьи на родине. Большинство из тех, кто приедет в Молдову до 24 февраля, постараются как можно скорее снова вернуться в Россию, а многие перед отъездом домой сразу купят обратный билет. Если по каким-либо техническим причинам выборы «сместятся» буквально на две недели, эти люди уедут, не проголосовав. В конце концов, массовое возвращение мигрантов может привести к очередным досрочным выборам — если суд сочтет результаты февральского голосования недействительными как раз по причине «зарубежного вмешательства».  Многие эксперты уверены, что ДПМ и без того рассматривает досрочные выборы весной или летом 2019 года как один из вариантов сохранения власти. При таком сценарии Москва вряд ли пойдет на очередную амнистию, потому что повторение неудачного маневра повредит и имиджу Игоря Додона, и репутации самой России. При любом из возможных раскладов миграционная амнистия существенно меняет картину предстоящих выборов и открывает окно возможностей для всех участников электоральной гонки. Как уже говорилось, 170 000 тысяч голосов — огромный ресурс, за который уже скоро развернется нешуточная борьба.