Косово в ожидании окончательной развязки?

Главная / Аналитика / Косово в ожидании окончательной развязки?
В ближайшие два года крупные державы, поддерживающие независимое Косово, намереваются разрубить узел проблем, мешающих молодой республике окончательно интегрироваться в международное сообщество.

Приштина в центре внимания ОБСЕ

В 2019 году Председательство в ОБСЕ перешло к Словацкой Республике, небольшому государству в Восточной Европе. С учётом запутанной политической ситуации на европейском континенте высоких ожиданий со словацким председательством никто особо не связывает. В условиях «разогретой» обстановки в международных отношениях выбор в пользу относительно нейтральной и мало амбициозной Словакии скорее является «мягким», компромиссным вариантом. На этом фоне мало кто из политических экспертов и обозревателей обратил внимание на решение Совета министров ОБСЕ, отдавшего председательство в следующем, 2020 году Албании. Факт, на самом деле, абсолютно примечательный — впервые эта крошечная балканская страна вырвалась на передовую европейской политики. Это, безусловно, выдающееся достижение албанской дипломатии, которое, однако, на первый взгляд кажется совершенной загадкой. Есть мнение, что такой «дипломатический рывок» напрямую связан с косовским вопросом и в целом темой Балкан, традиционно являющихся ареной международных схваток. Ситуация вокруг частично признанной республики в последние годы развивается отнюдь не по той траектории, которую  изначально задавали сторонники косовского проекта. Очевидно, назрела необходимость определённых корректировок, а местами и достаточно решительных действий. В этом ключе албанское председательство можно посчитать одним из тактических элементов политики крупных держав на балканском направлении, где наряду с иными важными задачами особняком стоит незавершённый кейс Косово. Характерно, что каждое из государств последней тройки ОБСЕ — Италия, Словакия, Албания — так или иначе, связано с балканским контекстом. Это лишний раз подтверждает концентрацию международного внимания именно на этом геополитическом фланге. Несмотря на некоторую стерильность презентованных Тираной подходов в период своего верховенства в ОБСЕ и попытки не фокусироваться на косовской тематике, в дипломатической среде планирующееся председательство увязывается с достижением конкретных целей. Достаточно обратить  внимание на заявления главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, озвученные в ходе визита в Албанию в октябре прошлого года. Он отметил, что Турция полностью поддерживает председательство Албании в ОБСЕ в 2020 году, а также прилагает усилия для большего международного признания Косово и членства этой страны в международных организациях.

Первый шаг — решить проблему «непризнавателей»

К настоящему моменту Косово признали 104 государства (по данным Приштины, таковых набралось 117). Вместе с тем усилиями сербской дипломатии и в силу многолетней неопределённости в сербско-косовском урегулировании порядка 10 стран уже отозвали или приостановили признание государственности Косово. Застопорившееся оформление международной правосубъектности республики, по всей видимости, начало провоцировать обратные процессы. Они к тому же усугубляются рядом неприятных историй с отказом принимать Косово в некоторые международные организации. Все это, вероятнее всего, побуждает заинтересованные в дальнейшем развитии проекта силы приступить к подготовке почвы для окончательной развязки. Одна из первоочередных задач на этом пути — преодоление нерешительности т.н. «колеблющихся непризнавателей» (non-recognizers), коих, как показывает практика, не так уж и мало. Мотив понятен: чем  больше государств окажется в стане признавших Косово, тем больше шансов инкорпорировать республику в большинство международных организаций и структур, а также создать необходимое давление на отдельных неподатливых членов Совбеза ООН. Пока что большинство «непризнавателей» заняли нейтрально-выжидательную позицию по отношению к Косову, увиливая от конкретных шагов и внимательно наблюдая за региональными тенденциями. Так, Греция, не готовая на текущем этапе установить полноценные дипломатические отношения с Косово, позволила властям республики учредить Торговое бюро Косово в Афинах. А, к примеру, Румыния и ряд других государств открыли контактные центры в Приштине. По сути, имитируя процесс поиска баланса в отношениях с Косово и Сербией, колеблющиеся страны попросту ждут, в какую сторону повернет флюгер. То есть новых переменных, которые помогут должным образом решить косовское уравнение и провести оптимальный апгрейд своей позиции в отношениях с Приштиной. И к 2020 году такие переменные однозначно будут.

Словацкая модель «принятия неизбежного»

Крайне занимательно в этом контексте выглядит позиция ныне председательствующей в ОБСЕ и до сих пор не признавшей Косово Словакии. В апреле 2012 года ее министр иностранных дел Мирослав Лайчак заявил, что отношения Словакии с республикой будут зависеть от развития диалога между Белградом и Приштиной, а также от ситуации в самом Косово. В том же 2012 году в рамках Глобального Форума по безопасности (Globsec), говоря о Косово, Лайчак заявил следующее: «Наша позиция высказана, но она не высечена в камне». На форуме тогдашний политический директор МИД Словакии Петер Михалко, беседуя с заместителем министра иностранных дел Косово Петрит Селими, выразил поддержку Словакией  европейской перспективы Косово, назвав сотрудничество с ЕС самым быстрым способом нормализации ситуации на Балканах. Вице-спикер парламента Словакии Микулаш Дзуринда, в свою очередь,  высказал пожелание, чтобы отношения между Приштиной и Братиславой были расширены до самого высокого уровня. Летом 2012 года Словакия начала признавать паспорта граждан Косово, хоть эта мера и не коснулась дипломатических и служебных документов. С момента провозглашения независимости Косово словацкие политики придерживались различной степени гибкости позиций по отношению к этой республике, однако общая тенденция совершенно очевидна. Она еще раз показывает, что многие из «непризнавателей» в той или иной степени морально созрели для принятия окончательного решения, и все что, для этого требуется — небольшой импульс извне. Самых же строптивых противников признания Приштины в ближайшие годы, наверняка, проведут через все стадии принятия неизбежного в виде независимого Косово. Это будет сделать тем легче, чем больше колеблющихся стран будут перебегать в противоположный лагерь. Таким образом, есть все основания полагать, что 2020 год станет рубежным для Косово. К тому же ОБСЕ будет отмечать 45-летие Хельсинского Заключительного акта, а это весьма символичный контекст. Ведь восьмой раздел документа недвусмысленно говорит о праве народов в условиях полной свободы определять свой внутренний и внешний политический статус. А председательство в ОБСЕ скромной и податливой Албании станет ключевым фактором для окончательного разрешения «Косовского вопроса». Развитие событий по этому сценарию будет актуализировать иные территориальные споры и замороженные конфликты, в особенности на постсоветском пространстве. Очевидно, что развязка косовского узла без консенсуса на уровне Совбеза ООН вряд ли возможна. В связи с этим можно ожидать интересный геополитический торг и неожиданные компромиссы по тем непризнанным государствам, которые, например, находятся под патронажем России.