Обращаясь к международному сообществу с трибуны ООН, Игорь Додон попытался угодить всем. Кажется, что не получилось никому
Выступление президента Молдовы Игоря Додона на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций вызвало неоднозначные реакции как внутри страны, так и за ее пределами. По мнению молдавских политиков и экспертов прозападного толка, президент проигнорировал интересы государства и воспользовался авторитетной международной площадкой для продвижения своей концепции «Большого пакета для Молдовы».
Неожиданно для многих лидер ПСРМ откровенно рассказал о бесперспективной реальности, в которой существует нынешняя Молдова. После 28 лет независимости социально-экономические показатели страны выглядят драматически: по мнению Додона, государство сохраняет устойчивые признаки дезинтеграции. Это правда: достаточно взглянуть на свежий социологический опрос компании IMAS, проведенный в сентябре. В случае референдума об объединении с Румынией 30% граждан проголосовали бы «за» вхождение в состав соседнего государства. При этом за вступление в Европейский союз отдали бы свой голос уже 58% жителей Молдовы, в Евразийский экономический союз — 51%.
Молдавское население все больше считает благом «куда-либо, только бы не независимыми». И ладно бы речь шла только о привычном выборе между Западом и Востоком. Куда более устрашающе выглядит рост числа «унионистов» в молдавском обществе, поддерживающих идею реинтеграции с Румынией — за последние 5 лет их стало вдвое больше. С такими темпами не исключено, что уже в ближайшие пять лет унионистами станет половина страны. А в этом случае появляются реальные основания для проведения референдума о дальнейшей судьбе Молдовы.
Достаточно острую реакцию в Кишиневе вызвали слова Додона о полиэтническом характере молдавского государства. Отдельные эксперты усмотрели в этом попытку актуализировать культурно-языковую повестку Москвы, которая навязывается странам постсоветского пространства для защиты русскоязычного населения. Идейные политики в Кишиневе обвинили Додона в «покушении» на многолетнюю языковую политику РМ. Как известно, Молдова уверенно следует по пути создания монолингвистического пространства румынского языка.
Определенные изменения претерпела давняя идея молдавского президента о международно-гарантированном нейтральном статусе Республике Молдова, который должен был стать результатом сделки ведущих мировых держав. Ее заметное переосмысление привело к тому, что президент обратился с просьбой признать фактический нейтралитет страны, закрепленный в конституции. Это равносильно отказу от своей прежней «идеи-фикс» насчет глобальной сделки по Молдове. При этом Майя Санду недвусмысленно раскритиковала предложение президента: по ее мнению, нейтралитет Молдовы — это выбор в пользу Приднестровья ценой европейской интеграции, на который Кишинев не имеет права идти.
Больше всего критикуют президента за его высказывания насчет российского военного присутствия. Главе государства вменяют в вину «несмелость» и желание закамуфлировать четкое требование от Москвы вывести свои войска и вооружение из Молдовы. Речь президента фактически обнулила прошлогоднюю резолюцию Генассамблеи ООН. Она также ярко продемонстрировала международному сообществу, которое пошло навстречу молдавским политикам в 2018 году, непоследовательность внешней политики страны. Позиция президента вызвала резкую реакцию и Майи Санду с Андреем Нэстасе, и молдавского МИДЕИ.
Тем не менее, молдавский президент не упустил возможность упомянуть о роли США, ЕС и России в политической реконфигурации Молдовы летом текущего года. По мнению Игоря Додона, такой механизм нужно применить и в приднестровском урегулировании. Подобный подход не встретил поддержки у коллег по коалиции, которые увидели в этом риск «выведения» Кишинева из процесса урегулирования и попытки навязать ему формулу взаимоотношений с Тирасполем извне.
Перед выступлением в ООН молдавский президент изначально оказался в нелегкой ситуации, когда ему нужно было учитывать интересы России, собственное желание легализоваться на Западе и позицию партнеров по коалиции. Выстрел в трех зайцев сразу в результате обернулся против самого Додона. Коллеги из ACUM все равно остались недовольны речью президента, которую раскритиковали как лидеры проевропейских партий, так и рядовые депутаты и профильное министерство. По всей видимости, не удалось угодить и международным партнерам. Интернационализм Додона явно пришелся не ко двору, вызывая лишь настороженность и подозрительность среди ключевых политических игроков. В условиях всеобщего противостояния они ожидают от молдавских политиков четкой лояльности тому или иному лагерю, а не безмятежные речи о глобальном примирении во благо Молдовы. И не беда, что эти речи на деле могут быть объективной правдой — ее в 2019 году, кажется, никто не ищет.